Многие родители хотят контролировать развитие своего ребенка. Участвовать в этом самостоятельно, а не только надеяться на школу. Особенно, когда речь идет о таком качестве как память. Специалисты SmartyKids расскажут вам о самом психическом процессе, а также порекомендуют простые, но полезные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком самостоятельно. 

Что такое память? 

Это запись, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Позволяет накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Какие свойства есть у памяти? 

  • объем 
  • скорость запоминания
  • длительность хранения
  • точность воспроизведения
  • скорость воспроизведения
  • помехоустойчивость

Объем памяти — количеством информации, которое усваивается и сохраняется.

Пример: вы посмотрели на длинный список покупок, а запомнили всего несколько пунктов. 


Скорость запоминания — быстрота усвоения и закрепления в памяти какой-либо информации.

Пример: это то, как быстро ребенок запомнит, где лежат печенья. 


Длительность хранения — период от поступления информации в память до ее исчезновения.

Пример: то время, сколько вы помнили школьные уроки по биологии. 

Точность воспроизведения — степень безошибочности и точности воспроизведения информации спустя какое-то время. 

Пример: ваш ребенок пересказывает мультик, который вы только что посмотрели вместе. 

Скорость воспроизведения — быстрота извлечения нужной информации из памяти. 

Пример: вы вспоминаете, где оставили ключи от машины. 


Помехоустойчивость — способность памяти противостоять побочным по отношению к ее работе событиям, которые мешают полноценному запоминанию, хранению и воспроизведению.

Пример: ваш ребенок пытается запомнить стих, но при этом играется с котом. Кот — это помеха запоминанию. 

Как проводить совместные игры и занятия?

  • Проконтролируйте, чтобы тот материал, который собирается запоминает ребенок, ему понятен.
  • Просите ребенка повторять усвоенный материал.
  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух запоминаемую информацию. Что ребенок понял, что запомнил. 
  • При появлении у ребенка явных признаков утомления — сделайте перерыв.

Полезные игры на развитие памяти: 

 «Запомни слова»

Предложите ребёнку во время прослушивания небольшого рассказа (предложения) запоминать слова, начинающиеся с заданного вами звука. Он должен запомнить 3-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и затем воспроизвести эти слова вслух или на бумаге.  
 Например, надо запомнить слова, начинающиеся со звуков «Л», «ЛЬ» в предложении: «В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины». При повторном  чтении проверяется правильность выполнения задания.

«Закодированное слово»

Вы медленно лишь один раз читаете ряды слов. Ребенок должен запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести лишь первые звуки из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА- получается закодированное слово СОК.

МАМА,  ИСКРА,  РОДИНА

ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

ШАР, УТКА, БОТИНОК, АРБУЗ.