Для многих родителей знакома ситуация, когда их дети плохо читают. Это может выражаться по-разному. Наиболее распространенными ошибками во время чтения могут быть: запинки, самопроизвольные изменения букв, складывание слогов по буквам, перемена местами букв и слогов, недочитывание или выдумывание окончаний.

Все это не только ухудшает скорость чтения, но и не дает возможности получать нужные знания. Ситуация с годами только ухудшается, все больше встречается плохо читающих детей.

Начиная с первых классов у школьников проводятся тесты по скорости чтения. По отзывам педагогов уже давно выявлено, что те дети, которые успешно справлялись с выполнением этого задания, быстрее и лучше овладевали различными знаниями в более старших классах.

Зачем читать быстро?

С каждым классом возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику. Без умения быстро читать это будет сделать с каждым разом все сложнее. Скорочтение и развитие памяти тесно связаны между собой. Когда ребенок хорошо читает, ему легче запомнить текст и пересказать его содержание. От этого зависят его успехи в обучении любым предметам.

Те дети, которые читают медленно и без желания, не могут справиться с большим потоком информации. И соответственно, начинают проигрывать в знаниях своим сверстникам, которые умеют это делать быстро. Нельзя упускать из внимания значимость умения быстро читать для эффективного овладевания знаниями на протяжении всей жизни.

Важно понимать, что дает скорочтение ребенку.
Этот полезный и нужный навык помогает:

  • на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;
  • быстро запоминать любые полученные знания;
  • развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;
  • увеличить скорость чтения в 5-10 раз;
  • привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;
  • развить навык грамотного письма;
  • стать увереннее в себе.

Способность быстро читать закладывает в человеке успешность с самого детства. Овладев техникой быстрого чтения, она остается навсегда и с годами утратить ее невозможно.

Чтобы занятия по обучению скорочтению принесли пользу, важно не перегружать мозг ребенка и не заставлять это делать. Самым лучшим решением будет начать занятия тогда, когда дети хотят заниматься и сами понимают, зачем им это нужно. При этом необходимо давать для чтения и изучения тексты соответствующей возрасту сложности.

Подходящий возраст для обучения

В вопросе начального возрастного порога для обучения мнения разных специалистов расходятся. Последователи Зайцева считают, что начинать заниматься можно уже в 2 года. Кубики познакомят малыша с буквами в игровой форме. Конечно, это будут только подготовительные действия. Но в будущем они помогут более быстро овладеть нужными знаниями по технике быстрого чтения. Приверженцы Глена Домана, Монтессори говорят, что 3-7 лет — самый подходящий возраст, чтобы учиться быстрочтению.

Методики скорочтения

Существует огромное количество методик, обучающим скорочтению. Вниманию читателей предлагаются только самые распространенные из них.

По вальдорфской школе

Детям рекомендуется начинать обучаться скорочтению с 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что учащиеся начальной школы способны воспринимать информацию, произносимую в обычном темпе речи. Со временем школьники совершенствуют эту способность и начинают воспринимать более быструю речь. Соответственно, техника чтения тоже ускоряется.

По этой причине педагоги вальдорфской школы сделали вывод, что не стоит силой заставлять детей дошкольников и учащихся начальных классов овладевать навыками скорочтения. Следует заняться этим тогда, когда ребенок повзрослеет. Пока этого не произошло, будет полезным заниматься с детьми специальными упражнениями, развивающими внимание, память, артикуляцию. Это подготовит к более успешному процессу обучения скорочтению в более позднем возрасте.

Методика Зайцева

Эта методика основывается на кубиках Зайцева. И предлагается детям уже с двухлетнего возраста в игровой манере начать осваивать правильную технику чтения. Буквы больших размеров нанесены на кубики разных цветов. В кубиках есть разные наполнители, издающие различные звуки при их движении. Дети быстро и надежно запоминают звуки, буквы и слоги. Эта методика также показывает отличные результаты в работе с детьми с особенностями развития.

По статистическим данным дети начинают читать:

  • В 2-4 года через 6 месяцев занятий.
  • В возрасте от 4 лет — через 16 занятий.
  • С 6 лет — уже через 6 занятий.

Монтессори

При этой методике создается такая среда, когда дети развиваются с минимальным вмешательством взрослого, но под его контролем. Малыши сами выбирают себе упражнения и продолжительность занятий. При этом уроки происходят в особом пространстве, отвечающем сразу за все стороны развития ребенка:

  • практика;
  • сенсорика;
  • математика;
  • естествознание;

Скорочтение Андреева

Упражнения по данной методике позволяют:

  • повысить скорость чтения более чем в 5 раз;
  • лучше понимать прочитанный материал;
  • сохранять приобретенную информацию в памяти;
  • улучшить способность концентрировать внимание;
  • сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода лежат постоянные тренировки. Ученик перестает читать слова и начинает воспринимать их как картинки. Благодаря этому быстро и эффективно увеличивается словарный запас. После прохождения такой методики, дети начинают читать книги в несколько раз больше, чем их ровесники.

Методика Лысенко

Разработчик этой программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем. Методика содержит в себе четыре курса из таблицы умножения, азбуки, овладения красивым почерком, чтения без слогов. После обучения ученики смогут хорошо писать, читать, складывать цифры.

Методика Домана

Система представляет собой набор физических и интеллектуальных упражнений и тренажеров. Доман поддерживает теорию о связи физического развития и умственного. Если заниматься упражнениями с малышом, взрослые одновременно будут стимулировать все аспекты его развития.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью таблицы тестируется способность переключения внимания. Метод часто применяют психологи для того, чтобы оценить концентрацию внимания. Таблица, состоящая из черно-красных ячеек, используется для занятий, увеличивающих угол зрительного восприятия информации.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Для того, чтобы научиться читать с высокой скоростью, предусмотрен ряд занятий и упражнений, которые направлены на развитие способностей в различных сферах:

  • расширение угла зрительного обзора;
  • улучшение памяти;
  • развитие образного мышления;
  • умение выделять нужную информацию с восприятием смыслового значения, и пропускать мимо внимания второстепенную;
  • способность концентрации внимания на одном предмете, в данном случае – чтении книги.
  • Ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Есть такие ошибки в освоении навыком быстрочтения, которые не только снижают эффективность занятий, но и очень вредны своими последствиями. С их исправлением потом приходится долго бороться педагогам, логопедам и детским психологам. Было выявлено несколько самых распространенных и вредных ошибок.

  • Попытка прочитывать слово при чтении «про себя». При этом шевелятся губы и язык. Такая проблема встречается у 4/5 взрослого населения, глаза подолгу остается на одном месте. Скорость чтения при этом сильно снижается из-за артикуляции.
  • Самопроизвольные движения головой, шеей во время чтения. Все это также снижает темп, и отвлекает внимание.
  • Многие привыкли воспринимать информацию на слух. Для них непонятен тот факт, что при чтении с помощью только зрения можно овладевать информацией в десятки раз быстрее и больше.
  • Недостаточно развитый угол зрительного обзора.
  • Привычка возвращаться в ранее прочитанный фрагмент текста, чтобы прочитать его снова.
  • Почти все методики помогают справиться с этими ошибками и полностью их устраняют.

Для чего нужны курсы скорочтения

Можно решить, что родители могут самостоятельно, в домашних условиях, научить своих детей технике скорочтения. К сожалению, такое под силу лишь единицам. Недостаточно по видео ознакомиться с системой овладения нужными знаниями, чтобы научиться ее преподавать. Для того чтобы этот родительский план осуществился, необходимо досконально, во всех подробностях изучить ту или иную методику.

В противном случае с самого начала можно совершить грубые ошибки, которые не только не принесут пользу, а наоборот будут во вред ребенку. Последствия этих ошибок потом надо будет долго исправлять. И процесс овладения нужными навыками затянется.

Курсы помогают с первых занятий правильно развивать способность ребенка быстро читать и усваивать полученную информацию. Каждая из методик годами проработала и составила план занятий и упражнений, которые помогут научить читать с высокой скоростью не в ущерб качеству знаний. Занятия в группе стимулируют детей к успехам.

По отзывам и родителей, и детей, именно прохождение обучения на курсах принесли эффективный результат.

Записаться на скорочтение