Многие родители задаются вопросом о том, как воспитать в ребенке лидерские качества. Именно в этом они видят возможность в будущем стать ребенку успешным и выбрать тот жизненный путь, который сделает его счастливым.

Психологи отмечают, что далеко не все дети могут быть лидерами. Многие намного лучше выполняют другие роли, к примеру, исполнителей. Более того, благодаря своим навыкам и упорству, они также могут добиться отличных результатов в жизни.

Но если у малыша есть прирожденные задатки лидера, их стоит выявить и раскрыть. Даже если ребенок больше предрасположен к другим ролям, тренировка лидерских качеств не помешает ему, потому что поможет открыть новые грани личности.

В этом материале мы рассмотрим, как воспитать лидера, выявить предпосылки к подобным качествам. Также ответим на вопрос, почему это так важно делать.

Какие качества присущи лидерам

Первое, что стоит сделать в рассказе о лидерстве – определить конкретные качества, которые присущи этому типу людей. К ним относятся следующие:

✔️ Умение ставить цели

Это не так просто, как может показаться не первый взгляд. Ребенок должен уметь понимать приоритеты, оценивать, какие возможности у него есть для достижения всего запланированного. В более старшем возрасте при тренировке навыков дети могут начинать пользоваться специальными системами для целеполагания, такими, как SMART. Они также учатся разделять большие цели на средние и малые, более конкретные. Хороший лидер умеет прогнозировать сроки и правильно ставить дедлайны для себя и окружающих.

✔️ Мотивированность

Считается, что лидеры умеют хорошо мотивировать окружающих на достижение поставленных целей. Но это становится возможным только в том случае, если человек способен правильно мотивировать себя. При этом, стремление к выполнению задачи должно быть не мимолетным, а стабильным, способным продержаться на протяжении всего времени движения к поставленной цели. Родители и сами могут понять, как важно это качество для хорошей учебы и личного развития ребенка.

✔️ Влиятельность

Хороший лидер умеет влиять на людей. На более продвинутых уровнях обучения специалисты рассказывают, как делать это через распознавание психотипов и различные психологические манипуляции. Но детей можно уже учить и основам влиятельности – ораторскому мастерству, умению быть убедительным при отстаивании своей позиции среди группы сверстников.

✔️ Способность к планированию

Имеет прямую связь с целеполаганием. Ребенку навыки планирования помогают составлять распорядок дня, находить время не только для учебы, но и для хобби, общения с друзьями. Многие специалисты говорят о том, что грамотное планирование значительно уменьшает уровень стресса, который особенно характерен для школьников с учетом их постоянной большой загруженности.

✔️ Умение работать в команде

Один в поле не воин. И здесь лидерские качества не играют большой роли. Любой лидер зависит от своей команды, а значит должен быть не эгоистом и автократом, а умеющим слушать и слышать других, человеком. Он хорошо разбирается в людях, способен использовать их сильные стороны. При этом, человек, способный вести других вперед, знает, как не оказывать слишком сильного давления и улаживать конфликты. Так как класс – это тоже команда, подобный навык имеет очень большое значение.

✔️ Способность проявлять эмпатию

Ошибочно предполагать, что лидер – это всегда черствый человек, который думает только о себе. На деле его сила кроется в умении быть внимательным к окружающим, сопереживать им. Именно способность проявлять эмпатию помогает лидерам сохранять к себе положительное отношение коллектива в моменты, когда приходится принимать жесткие решения, идти на непопулярные меры.

✔️ Гибкость

Ребенок с лидерскими качества должен быть гибким и уметь находить язык со сверстниками. Это убережет его от потенциальных конфликтов, которые характерны для сильных личностей.

Как понять, что у вашего ребенка есть задатки лидера

Часто можно заранее понять, что у ребенка есть определенные задатки лидера просто внимательно наблюдая за ним. Специалисты отмечают несколько основных признаков, на которые стоит обратить внимание для выявления подобных наклонностей. К ним относятся такие, как:

  • Использование манипулятивных методов при общении с родителями. К ним относятся плачь, попытки шантажа и многое другое. Лидер всегда пытается получить то, что ему нужно.
  • Таланты к публичным выступлениям. Обычно дети с лидерскими задатками уже с детства оказываются хорошими ораторами, могут правильно налаживать диалог не только со своими родителями, но и со сверстниками.
  • Ответственность. Многие отмечают, что прирожденные лидеры уже с детства имеют высокий уровень ответственности – они лучше других умеют планировать свой день, сосредотачиваться на поставленных краткосрочных и долгосрочных целях. Это существенно помогает в достижении успехов в учебе.
  • Склонность к командованию другими людьми. Со стороны можно заметить, что даже при общении со сверстниками дети начинают пытаться командовать ими и склонять на свою сторону.

Маленькие лидеры всегда чем-то выделяются. Они обращают на себя внимание в кругу сверстников, в семье среди братьев и сестер.

Как понять, что у вашего ребенка есть задатки лидера

При этом, даже если ребенок не проявляет никаких признаков из описанных, все равно стоит обратить внимание на профессиональное развитие у него лидерских качеств. Это позволит дополнить портрет личности, сделать человека более перспективным и успешным.

Для чего нужно развивать лидерские качества у детей

Существует множество причин, по которым развитие лидерских качеств у детей имеет большое значение.

К ним относятся такие, как:

  • Умение двигаться к поставленной цели. Часто дети показывают не лучшие результаты в обучении, потому что попросту не знают, за что взяться в первую очередь. В таком случае способность ставить определенную цель и разделять ее на отдельные этапы окажется очень важной.
  • Способность работать в команде. Это крайне важно как в школе и университете, так и непосредственно на работе. Люди с задатками лидера могут быть значительно быстрее отмечены руководством, которое признает их пригодность к выполнению самых разных задач.
  • Мотивированность и склонность к планированию. Это помогает достигать даже самых сложных задач – успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или техникум.
  • Эмоциональная устойчивость. Лидеры проще проходят период взросления, потому что они более уверены в себе. Это значительно уменьшает уровень стресса не только для самого ребенка, но и для его родителей.
  • Появление перспектив в карьере. Многие компании не просто указывают в вакансии, что им нужны люди с лидерскими качествами, но и проверяют это при помощи различных тестов и другими методами. Таким образом удается с детства подготовить человека к карьерному росту.
  • Упрощение коммуникации. Лидеры очень рациональны. Им проще объяснить, для чего нужно посещать дополнительные занятия, кружки, учить языки. В других случаях родители рискуют столкнуться с полным непониманием важности такого процесса со стороны детей.

Как развивать лидерские качества у ребенка

Существует несколько основных способов воспитать лидера. Их можно разделить на две крупные группы. Первая – это выполнение непосредственных упражнений для тренировки лидерских способностей. Лучше всего практиковать такое в профильных учебных центрах с педагогами, которые хорошо знают все особенности материала, могут правильно построить процесс обучения. Практикуются и групповые тренировки среди сверстников.

Как развивать лидерские качества у ребенка

Вторая группа – использование правильно построенной линии поведения и общения с ребенком в повседневной жизни.

К этой категории относятся такие рекомендации, как:

  • Будьте внимательны к своему ребенку. Это помогает как при первоначальном выявлении лидерских качеств, так и при развитии сильной личности. Нужно учитывать мнение малыша, его взгляды на мир, не давить авторитетом, а мягко направлять в нужное русло, корректировать поведение так, как вам это требуется.
  • Не подавляйте инициативу. Часто можно встретить ситуацию, когда любая исходящая от ребенка инициатива пресекается под разными предлогами. Обычно это мотивируется недостаточным возрастом или пониманием мира. Нет ничего плохого в том, чтобы поддержать инициативу ребенка, если она не предполагает ничего опасного или вредного. Даже если случится неудача, малыш будет знать, как разобраться с ней на личном опыте.
  • Сочетайте физическое и интеллектуальное развитие. Здесь очень важно обратить внимание на профильные учебные центры, которые занимаются проведением профессиональных курсов по ментальной арифметике, ранним развитием другими методами. Также важно помнить о том, что ребенок должен бывать на свежем воздухе, иметь достаточный уровень физической активности. Это крайне важно для того, чтобы улучшать нейронные связи в мозгу, показывать большие успехи в учебе.
  • Научите ребенка нормально принимать неудачи. Очень большая ошибка – развитие страха перед поражением, неудачей, проигрышем. Это приводит к депрессиям, комплексам, подавленности и целому вороху других проблем. Важно привить понимание того, что любая неудача – это урок. Не страшно сделать ошибку, хуже не учиться на этом и постоянно ошибаться по одним и тем же причинам.
  • Добавьте в учебу и другие области соревновательный элемент. Важно, чтобы у ребенка просыпался здоровый азарт при соревновании как со сверстниками, так и с собственными результатами, которые уже были достигнуты ранее. Хорошо если человек будет постоянно становиться лучше и самосовершенствоваться.
  • Сделайте ваше общение с ребенком пространством, которое полностью открыто для дискуссии. И здесь стоит придерживаться рекомендаций, которые мы уже озвучивали – правильно воспринимайте мнение ребенка, не давите с точки зрения авторитета, возраста. Важно, чтобы общение происходило на равных с взаимным уважением. Старайтесь не прививать ребенку комплекс неполноценности – такую ошибку часто допускают слишком строгие и авторитарные родители.
  • Научите ребенка выражать свою точку зрения. При этом, он также должен уметь аргументировать свою позицию.

Многие специалисты также советуют не ограничивать круг общения исключительно сверстниками. Важно общаться со старшими умными ребятами, единомышленниками. Проще всего сделать это в рамках различных секций, кружков. Не лишним будет и общение со взрослыми, которые хорошо понимают специфику контактов с детьми.

Наконец, не стоит слишком сильно давить на ребенка. Не всем нужно быть лидерами, кому будет достаточно просто освоить ряд качеств этого типа личности. Будьте внимательны, открыты и добры и тогда успех обязательно придет, а малыш найдет свой путь в жизни.