Вопрос о том, как поддержать человека в трудную минуту, может возникнуть у каждого. Но психологи говорят о том, что мы слишком часто совершаем ошибки, стараясь помочь своим близким.

Результатом такого невнимательного отношения становится закрытость человека, его убежденность в том, что появившиеся проблемы просто не получится решить. В этой статье мы расскажем о том, как оказать поддержку мягко, ненавязчиво, но эффективно.

Это позволит вам найти общий язык с человеком, который попал в сложную ситуацию, а также прийти к реальному решению, а не полумерам.

Советы – это не всегда хорошо

Когда люди слышат о том, что у кого-то появилась проблема, первым желанием становится дать совет. Но это нужно делать очень осторожно и со знанием дела.

Прежде чем помогать советом, постарайтесь задать себе несколько вопросов:

  • Действительно ли поможет рекомендация?
  • Чем поможет мой совет?
  • Не предпринимал ли человек таких действий ранее?
  • Не сделаю ли я хуже своим советом?

Иногда попытка что-то активно рекомендовать вызывает раздражение и активное отторжение. Хорошим решением в подобной ситуации станет конкретная рекомендация. Сломалась машина? Посоветуйте проверенный автосервис. У человека проблемы на психологическом фронте? Порекомендуйте хорошего специалиста.

Советует

Хуже всего абстрактные советы, которые можно дать каждому вне зависимости от его ситуации. Так вы просто покажете другому человеку, что и не слишком-то заинтересованы помогать ему.

Оценки всегда приносят вред

Очень вредная привычка, которая по каким-то причинам сформировалась у многих людей – оценивать чужие поступки, либо саму ситуацию. Это не помогает, а подливает масла в огонь, делает ситуацию только хуже.

Яркий пример оценочного суждения – рассказ человеку о том, что именно он сделал неправильно в конкретной ситуации. Подумайте, зачем вы это делаете? Просил ли он вас о таком? Многим это просто помогает ощутить свою вину, сделать настроение еще хуже, чем оно было первоначально. Когда ситуация нормализуется, можно будет проводить разбор полетов, работать над ошибками. Но в фазе кризиса это только все портит.

Еще один пример оценки, от которой стоит воздерживаться – характеристика ситуации. Не стоит говорить, что все ужасно или «Все пропало!», потому что это только сгущает краски. Вероятно, человек так и не думал, а вы дали характеристику и он расстроился.

Не нужно строить гипотезы

Когда ситуация уже случилась, опасно моделировать ее с гипотетической точки зрения. К примеру, «Не сделай ты действие А, не случилось бы Б». К чему все это, когда проблема уже появилась? Никто не может наперед сказать, что приводит к совершению конкретной ошибки.

Лучшим вариантом станет позиция «Да, неприятность уже произошла, но теперь нужно думать о последствиях и решении». Нужно предпринимать конкретные практические шаги и сместить вектор внимания близкого к оценке своих действий.

Психологи говорят о том, что многие впадают в депрессию и не могут двигаться дальше именно потому, что сильно рефлексируют, из раза в раз прокручивают в уме одни и те же действия перед происшествием. Если вы думаете, как поддержать человека в трудную минуту словами, просто постарайтесь вывести его из этого состояния.

Постарайтесь находится рядом

Один из простых и действенных методов помочь близкому – быть с ним рядом вне зависимости от ситуации. Оцените положение, в котором вы оказались и выберите оптимальный вариант присутствия.

Иногда хватает периодических сообщений в мессенджерах или социальных сетях. Другим людям важнее звонки. К третьим потребуется переехать и какое-то время пожить вместе.

Дать конкретного универсального совета в такой ситуации не получится, потому что положения могут быть разными. К примеру, человек из-за личной трагедии впал в апатию. Тогда стоит переехать к нему, быть рядом, помогать выполнять домашние дела.

Не навязывайтесь

Многим подобный совет может показаться полной противоположностью описанному ранее. Но на деле ситуация в другом.

Не все люди требуют к себе пристального внимания, а попытки постоянно контролировать их потенциально могут вызвать исключительно негативные эмоции.

Не навязывайтесь

Как не быть навязчивым?

Нужно оценить несколько основных данных:

  • Особенности личности человека.
  • Ваша степень близости с ним.
  • Сложившаяся ситуация.

Как можно поддержать человека в трудную минуту? Просто уточните, как ему самому было бы комфортно с вами общаться. Некоторым лучше просто дать понимание того, что они всегда могут к вам обратиться. Это можно сделать, к примеру, если сказать «Вот мой номер, пиши в любое удобное время». При этом нужно быть готовым отвечать, общаться. Стоит один раз не дать ответ в такой ситуации, чтобы человек разочаровался в вас и еще глубже впал в подавленное состояние.

Не всегда обязательно знать все подробности

Некоторым может показаться, что проявлением заботы станут попытки узнать все подробности о конкретной ситуации. Но расспрашивать слишком активно – не стоит. Иногда человеку просто некомфортно делиться деталями. В других случаях моделирование ситуации просто будит негативные эмоции.

Часто со стороны кажется, что вы не хотите помочь, а просто проявляете лишнее любопытство. Потому человека стоит поставить перед фактом, что если он хочет рассказать про ситуацию подробнее, вы всегда будет готовы выслушать его.

Еще одна ошибка – попытки узнать подробности через общих знакомых и по другим каналам. Просто примите как факт, что окружающие не всегда готовы делиться с нами деталями. Это и не хорошо и не плохо.

Предлагая помощь, всегда стремитесь к конкретике

Иногда ситуация складывается таким образом, что не получается просто справиться с ней словами и своим вниманием. В таком случае нужно действовать по конкретным направлениям и пытаться понять, что вы можете сделать для конкретного человека, чем именно способны помочь ему.

Важно уделять внимание предоставлением четко очерченного списка действий. К примеру, если нужно лечение или другие варианты вмешательства, дайте рекомендации о конкретном враче или привезите человека в клинику.

Часто бывает нужна и конкретная бытовая помощь. Простые примеры – посидеть с детьми, приготовить обед, отвезти человека куда-то. Все это можно легко выполнить, но кроме практической пользы вы также покажете человеку, что реально заинтересованы в его поддержке.

Соберите деньги, если это нужно

Часто корень проблемы лежит в том, что не хватает финансов. Здесь нужно действовать осторожно по многим причинам. К примеру, не стоит создавать ощущение, что вы являетесь эдаким денежным мешком или филиалом банка. Материальную поддержку всегда стоит оказывать внимательно и корректно.

Также стоит понять, готов ли конкретный человек принять вашу помощь. Многие испытывают психологический дискомфорт, когда нужно принять от кого-то деньги.

Еще один момент – четкое понимание суммы, которую нужно собрать в каждом конкретном случае. Иногда сбор не нужно афишировать, чтобы человек ощутил себя не в своей тарелке.

Здесь стоит быть предельно корректным, не торопить события и не стараться агрессивно навязать свою материальную помощь. Если сделать все мягко и внимательно, вы наверняка не только поможете, но и заставите близкого человека проникнуться глубоким ощущением благодарности к вам.