Сегодня многие говорят о том, чтобы оформить себе статус самозанятого. Это позволяет легализовать свою деятельность и выбрать специальный налоговый режим.

Для многих статус самозанятого стал более привлекательным, чем ИП. В этой статье мы дадим пошаговую инструкцию, как оформить самозанятость через госуслуги, а также рассмотрим преимущества и недостатки подобного шага.

Как оформить самозанятость через Госуслуги пошаговая инструкция

Как стать самозанятым

Одно из отличий получения статуса самозанятого – простота оформления подобного статуса. Новому налогоплательщику предстоит зарегистрироваться, но на это предстоит потратить меньше времени. Вам никуда не придется ездить и стоять в очереди.

Многие в попытках стать самозанятым отправляются на сайт Госуслуг. Но оформить там заявление о регистрации не получится. Все для чего используется портал – получение логина и пароля для специального приложения «Мой налог». Авторизовавшись в нем, мы уже можем получить новый статус налогоплательщика.

Приложение «Мой налог»
Приложение «Мой налог»

Есть два основных шага, которые потребуются при оформлении статуса самозанятого на Госуслугах:

  • Регистрация на портале Госуслуг и подтверждение учетной записи. Процедура простая и многие наверняка ее уже прошли. Это дает возможность пользоваться большим количеством удобных возможностей сайта по части работы с государственными органами и получению документов.
  • Установка приложения «Мой налог» либо использование личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС.

Результатом регистрации становится получение виртуального статуса самозанятого. При желании, можно получить и справку об этом, но ее нужно будет отдельно заказывать в приложении «Мой налог».

Особенности регистрации через приложение

Скачивание и установка приложения «Мой налог»
Скачивание и установка приложения «Мой налог»

Если рассматривать процесс регистрации через приложение «Мой налог», список этапов будет выглядеть так:

  • Скачивание и установка приложения «Мой налог». Это можно сделать на любое устройство под управлением iOS или Android.
  • Запуск приложения. При первом использовании вам будет предложено выбрать способ регистрации. Здесь выбираем опцию «Через портал Госуслуг».
  • Ввод логина и пароля от сайта Госуслуг. Стоит заранее вспомнить его или восстановить.
  • Указание региона. Нужно прописывать тот, в котором вы планируете работать.
  • Формирование заявления. Он генерируется в приложении автоматически и отправляется через него. Все нужные сведения перехватываются с портала Госуслуг и вносятся в документ. Это удобно, потому что позволяет не допустить ошибок, да и никуда не придется идти со своими бумагами.
  • Регистрация. При использовании приложения проходит очень быстро. Обычно оповещение новоиспеченные самозанятые получают уже на следующий день.

Как видите, все просто и никаких «подводных камней» нет. Если у вас есть кабинет на портале Госуслуг весь процесс займет несколько минут и не придется выходить из дома.

Особенности регистрации через сайт ФНС

Если по каким-то причинам вы не хотите использовать приложение «Мой налог», можно воспользоваться альтернативным вариантом регистрации. Для него вам также потребуется иметь личный кабинет на портале Госуслуг.

Регистрация самозанятого через сайт ФНС
Регистрация самозанятого через сайт ФНС

Пошаговая инструкция по регистрации самозанятых на Госуслугах в таком случае будет выглядеть следующим образом:

  • Переходим на сайт ФНС и выбираем опцию авторизации пользователя.
  • Среди предложенных системой вариантов авторизации выбираем опцию «Через портал Госуслуг».
  • Жмем сначала на копку «Зарегистрироваться», потом на «Далее».
  • Подтверждаем согласие на обработку персональных данных.
  • Подтверждаем прочтение правил пользования личным кабинетом.
  • Соглашаемся на применение авторизации через Госуслуги и постановку на учет.
  • Вводим логин и пароль от портала Госуслуг.
  • Дожидаемся регистрации нового статуса налогоплательщика.

После того, как вы впервые войдете в личный кабинет с использованием логина и пароля от портала Госуслуг, система будет считать вас самозанятым. Но при этом можно быстро поменять статус, если нажать на опцию «Сняться с учета», которая доступна в личном кабинете.

Особенности использования налогового режима для самозанятых

Статус самозанятого был создан специально для того, чтобы люди, которые предоставляют частные услуги, могли бы выйти из тени и начать работать законно.

Одной из стимулирующих мер стало введение специального налогового режима. Он получил название «Налог на профессиональный доход».  На данный момент использовать его могут только жители четырех регионов страны, в которых подобный формат работы запущен в статусе пилотного. Кроме Москвы и Московской области это также Республика Татарстан и Калужская область.

Налог могут платить как предприниматели, так и физические лица. Установлена льготная ставка. Физлица отчисляют 4% от дохода, в то время как индивидуальные предприниматели и ИП – 6%.

При работе в таком режиме, вам не придется использовать онлайн-кассу. Также устранены затраты на внесение страховых взносов. Государство сделало все для того, чтобы максимально автоматизировать процесс – его расчет также проводится без постороннего участия. Таким образом отпадает потребность тратиться на бухгалтерские услуги.

Кто может пользоваться льготным налоговым режимом

Есть несколько условий, которые позволяют применять льготный режим, если вы решили стать самозанятым:

  • Оказание услуг, выполнение работ и продажа товаров собственного производства.
  • Работа на территории региона, в котором запущена программа.
  • Отсутствие наемных работников.
  • Исключение перепродажи товаров, изготовленных другими людьми.
  • Годовой доход не превышает отметку в 2,4 миллиона рублей.

Иными словами, большинство самозанятых могут пользоваться специальным налоговым режимом.

Как рассчитывать доходы и налоги

Процесс максимально упрощен. Все что вам нужно – это после выполнения работ отчитываться об этом в приложении. Оно собирает все данные и автоматически рассчитывает, сколько нужно заплатить.

Как рассчитывать доходы и налоги

Как сняться с регистрации

Если по каким-то причинам вам нужно прекратить свою регистрацию в качестве самозанятого, это можно сделать также через приложение или личный кабинет на сайте ФНС.

На сайте ФНС нужно перейти в личном кабинете во вкладку «Настройки». Там находится опция «Снять с учета».

Сняться с регистрации самозанятого на сайте ФНС
Сняться с регистрации самозанятого на сайте ФНС

В мобильном приложении «Мой налог» нам также потребуется перейти в «Настройки». Опция регистрации располагается там.

Сняться с регистрации в приложении Мой налог
Сняться с регистрации в приложении Мой налог

Никто не препятствует снятию с учета – все зависит исключительно от вас. Не придется выплачивать неустойки, штрафы или готовить какие-либо бумаги.

Преимущества оформления статуса самозанятого

Есть несколько преимуществ использования такого варианта работы. К ним относятся такие, как:

  • Легализация работы. Это полезно тем, кто боится проверок ФНС и штрафов. Практика показывает, что налоговики часто работают по размещенным в сети объявлениям и проводят рейды. Есть риск начисления налога за три прошедших года, при этом никто не исключает пени и штрафа.
  • Официальное подтверждение дохода. Это нужно во многих случаях – при оформлении крупных потребительских кредитов и ипотеки, подачи заявления на визу.
  • Улучшение отношения с клиентами. Самозанятые могут выдавать чеки. Многим традиционно видят в этом гарантию надежности и больше доверяют человеку.
  • Простота оформления статуса. Как вы уже успели убедиться в материале, все можно сделать всего в несколько кликов. Отмена проводится также быстро.
  • Доступность работы с юридическими лицами. Они особенно часто избегают работы с нелегальными сотрудниками, потому что находятся под строгим контролем государства. Оформление официального статуса вполне способно прибавить вам клиентов.
  • Автоматизация. Многие задачи благодаря применению специального приложения решаются значительно быстрее. Вы будете освобождены от потребности заполнять отчеты или вести сложную бухгалтерию.
  • Экономия. Налоговые ставки для самозанятых ниже. При этом нет страховых взносов, что для многих также становится весомой статьей экономии.
  • Можно работать без кассы. Это также помогает существенно экономить как деньги, так и время. При этом остается возможность предоставления чеков клиентам.

Недостатки статуса самозанятого

Есть у работы самозанятым также и свои минусы.

К ним относятся такие, как:

  • Большое количество ограничений на деятельность. К примеру, не получится перепродавать товары, которые были произведены кем-то другим. Это ограничивает список доступных возможностей.
  • Невозможность работы с наемными работниками по трудовому договору. Если они появятся, нужно будет выбирать другой налоговый режим – ставки по нему будут выше.
  • Низкая выгода при больших доходах. Если вы все-таки получаете больше 2,4 миллионов в год, то ставка налога достигает 13%.
  • Низкий уровень доверия к самозанятым со стороны юридических лиц. Как показывает практика, многие юр. лица все равно будут больше доверять предпринимателям.

К недостаткам статуса также относится невозможность работы с бывшим работодателем. Такой запрет вводится на два года после освобождения работника от ранее занимаемой должности.

Как видите, у статуса самозанятого есть как свои преимущества, так и недостатки. Вполне возможно, что на момент прочтения этой статьи условия могли поменять, так что мы рекомендуем дополнительно проверить информацию в официальных источниках, чтобы не столкнуться с большим количеством ограничений или переходом на специальный налоговый режим.

Получить бизнес-план