Помните все те невероятные списки того, что должен уметь ребенок, который отправляется в первый класс?  Там на первом месте стоят чтение, счет и прочие полезные, безусловно, навыки, а вот про навык собирать самостоятельно рюкзак, не забывать сменку и папку по технологии там почему-то ни слова не сказано. И о том, что ребенок должен уметь сам попроситься выйти в туалет тоже. А уж о том, что ребенок должен уметь сам раздеваться, одеваться и шнурки завязывать и вовсе можно говорить только шепотом и желательно в пустоту.

Ни к чему ребенку вся эта самостоятельность. Еще успеет и рубашек нагладиться и рюкзаков тяжелых натаскаться. А пока пусть отдыхает. Так что для всех неравнодушных родителей составили топ-5 советов, как вырастить если уж не Обломова, то Митрофанушку точно.

Прячем острые предметы и все инструменты и даже вилку  

Ножницы в руках у малого дитя?! Это же ужас и обязательно поездка в травмпункт. Нет уж. Только безопасные, и только после 3-его класса, а лучше 5-ого.  Все аппликации и развитие мелкой моторики подождет. Данный пункт также распространяется на ножи – мама и сама салат нарежет и хлеб тоже сама отрежет и даже нож для нутеллы не давать ни в коем случае! Что бабушке сложно бутерброд сварганить.  И на все кухонные аксессуары. Венчиком можно прищемить пальцы, чеснокодавилкой и вовсе пальцы можно сломать,  а вилки придумали любители пыток. Так что едим только ложкой! Да, и стейк тоже.  

Что получаем?

Ребенка, у которого напрочь отбит интерес быть самостоятельным. Он может и хочет и винегрет помочь нарезать и яйца для оливье почистить или даже картошку, но ему попросту не дают! Гиперопека еще никому не приносила пользу. А вот вырастить недееспособного, ленивого и эгоистичного ребенка – это запросто.

Не подпускаем к домашним делам

Детство нынче тяжелое пошло. Ни одной свободной минутки. С утра сольфеджио, потом на гобое позаниматься, а там уже на бокс бежать надо и про скорочтение с ментальной арифметикой не забыть.  Где уж тут найти время на уборку своей комнаты или загрузку/разгрузку посудомоечной машины, а уж тем более на то, чтобы рыбку собственную покормить и муравьев, честно заслуженных за 5-ку по русскому, попоить сахарным сиропом.  

И да, чайник электрический включать категорически нельзя. Смотри пункт первый.   

Что получаем?

Над взрослыми, которые не умеют запускать стиральную машинку и не знаю, с какой стороны подступиться к уборке обычно смеются. И никто не думает, что эти взрослые собственно родов из детства, в котором их попросту ничем не нагружали.  Никто не говорит о том, что ребенка нужно использоваться в качестве бесплатной и безропотной рабочей силы. Но домашние обязанности должны быть у всех членов семьи.  Собрать свою грязную одежду – это 5 минут времени. Но если детей трое, то мама потратит уже 15 минут. А дети, привыкшие к обслуживанию в номерах, вырастают совершенно неприспособленными к ведению быта самостоятельно.   

Надеваем одежду, убиваем надежду

Дети невероятные капуши. Ну сколько можно натягивать колготки? Вы уже успели smoky eyes нарисовать, а барышня только одну ногу умудрилась всунуть или и вовсе только стоит и размышляет, чтобы ей такого надеть.  Так дело не пойдет! Придется брать все в свои руки. Одеть ребенка – это же плевое дело. Ну если это конечно не вечно убегающий тодлер. Тогда его сначала надо отловить, скрутить и только после того, «трусы и носки, термо-белье, а он вырывается е-мое».

В общем, одеваем ребенка сами, и шнурки не забудьте завязать, и за обедом что он там копается, вы его точно быстрее сможете накормить – бежать же уже надо.  

Что получаем?

 Видели ребенка, который в 5-6 лет не умеет сам одеваться? А который в 10 все еще не умеет завязывать шнурки? Если нет, то вам крупно повезло. Мамина забота – это прекрасно.  Вот только не надо под заботой понимать переделывание всех дел вместо ребенка. И к выполнению домашних заданий в школе это тоже относится. Или вы думаете, что учитель русскому всерьез решит, что сочинение с апеллированием к Шкловскому и Шопенгауэру написал третьеклассник. 

Отсутствие элементарных навыков самообслуживания, а после навыков саморегуляции делает из ребенка белую ворону. Все вокруг в классе уже оделись, а он все еще не может победить молнию.

И да, список того, что не стоит делать за ребенка можно продолжать до бесконечности.

Задача родителей: учить и помогать, а не делать вместо ребенка.  

Будет исполнено!

Ох, опять все ручки изгрыз, надо новые покупать. И еще  надо бы ему новых книжек купить. А еще он просил вот такууую машинку и вот такооого бегемота (трансформера, куклу лол, супермега новый рюкзак), шапку, барабан и щенка бульдога. Деньги – ничто, счастье ребенка – все.  

Что получаем?

Инфантильного взрослого, привыкшего жить за чужой счет, и понятия не имеющего о том, откуда берутся деньги. Ему то на карманные расходы прилетало по расписанию. А вот за зарплату надо еще и работать. И тут в голове у такого взрослого возникает вопрос: где-то что-то явно пошло не так…  последствия могут быть непредсказуемы.

Курс финансовой грамотности – это must learn современного ребенка. Умение обращаться с деньгами, ценить их и труд, потраченный на их зарабатывание.

И никакого права выбора

С чего это вдруг ребенок решил, что он хочет заниматься фотографией и скетчингом?! Нет. Только программирование, бассейн и иностранные языки. Все остальное – это так, поиграться! Зеленые носки к красным брюкам?! Что скажет соседка сверху!  И на обед будет или борщ, или борщ.

Вот вырастет, тогда и будет сам принимать решения, в чем ему идти и чем заниматься.

Что получаем?

Сколько времени вам требуется, чтобы выбрать те самые туфли? А чтобы принять решение по работе? Сейчас все решения нужно принимать молниеносно, при этом критически оценивая все риски, шансы, возможности .плюсы, минусы и т.д. Ребенок, которого не научили делать выбор. Которому не давали шанса даже выбрать, какое мороженое он хочет на десерт, не научится этому по мановению волшебной палочки.

Самостоятельно делать выбор – это, пожалуй, один из основных навыков выживания в современном мире. Выбрать профессию и работу, выбрать партнера по жизни, выбирать друзей и увлечения. И при этом руководствоваться своими внутренними ощущениями – уметь слушать себя, а не судорожно оглядываться назад, боясь, что мама увидит. Что ты снова надела любимые джинсы с маленькой дыркой на коленке.

Чеклист,  что умеет ваш ребенок:

  • делать себе бутерброды;
  • готовить мюсли на завтрак;
  • пользоваться микроволновкой;
  • запускать стирку;
  • наливать себе воду из фильтра;
  • пользоваться плитой;
  • завязывать шнурки;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • совершать покупки в магазине;
  • застилать постель;
  • убирать за собой игрушки;
  • ухаживать за домашними питомцами;
  • подметать пол;
  • протирать пыль;
  • поливать цветы;  
  • ориентироваться во времени;
  • собирать рюкзак в школу и на допзанятия;

Если хотя бы на половину пунктов ответ «да» — это прекрасно. Во всех остальных случаях перечитайте текст выше еще раз.