В доме, где живут дети, все всегда пригодится… для игр!

В каждом доме, где есть дети, всегда найдется миллион карточек, которые когда-то покупались, чтобы учить буквы или счет, изучать животных, явления природы, играть в предметное лото или изучать последовательности, кто чей малыш и т.д. Рука не поднимается их выбросить! И это правильно!

Всем карточкам в вашем доме можно дать вторую жизнь и использовать для развития ребенка в более старшем возрасте. А вот как, расскажет нейропсихолог Светлана Новикова.  

Для игр нужен большой набор предметных картинок разной тематики: животные, посуда, люди, фрукты, транспорт и т. д. Чем больше разнообразие, тем лучше. В набор можно понемногу добавлять новые, неизвестные ранее ребёнку предметы и существа, расширяя его словарный запас.

Что будем развивать?

Зрительная память

Перед ребёнком выкладываются карточки. Через нужное для запоминания время, соответственно возрасту, карточки убираются. Спустя несколько минут ребёнок должен вспомнить, что было изображено на карточках.

На начальном этапе оптимальное количество карточек для дошкольников пять-семь штук, для школьников — семь-десять штук. Время для запоминания — 2 сек. на одну карточку.

Скорость запоминания и реакцию

Перед ребёнком в быстром темпе, под счёт, выкладываются стопкой любые десять карточек и тут же убираются. Ребёнка просят вспомнить, что было изображено на карточках.

На начальном этапе дошкольники должны запоминать четыре-пять карточек, школьники — пять-семь карточек.

Сторителлинг

Эта игра развивает связную речь, воображение, умение соблюдать программу, следуя сюжету.

Взрослый в произвольном порядке выдаёт себе и ребёнку по пять карточек (в игре со старшими детьми можно использовать до десяти карточек). Цель — придумать историю.

Первый игрок кладёт на стол одну из своих картинок и начинает по ней рассказ, например: «Жила-была корова» (у первого игрока карточка с изображением коровы). Второй должен выбрать одну из своих карточек, также положить её на стол и продолжить: «Она дружила с щенком» (у второго игрока карточка с изображением щенка). Каждый из игроков по очереди кладёт по одной карточке, дополняя и придумывая историю дальше. История может быть невероятной, но главное, чтобы она была логически связной.

Это упражнение также можно объединить с процессом ассоциативного запоминания, т. е. после составления истории карточки можно перевернуть и спустя какое-то время попросить ребёнка вспомнить, что на них было изображено. Подсказка: «Вспомнишь историю — вспомнишь и изображение на карточках».

Мышление

Как и в предыдущей игре, на руках у ребёнка и взрослого по несколько картинок, которые они не показывают друг другу.

Попросите ребёнка описать одну из своих картинок так, чтобы можно было угадать, что на ней нарисовано. А потом взрослый также описывает одну из своих карточек.

Например: «Она пушистая, ласковая, хищная, домашняя, глазастая. Кто это? — Кошка!»

Логика и воображение

Положите карточки с картинками в коробку (или просто разложите на полу так, чтобы лицевая сторона была не видна), и попросите ребенка закрыть глаза и достать 2 карточки.

По этим 2 карточкам нужно будет придумать связный рассказ.

Можно договориться, что сначала ребенок придумывает рассказ по карточкам, а потом вы. Дальше уже вы достаете карточки, и придумываете сами, а после вас ребенок.

В самом начале лучше упростить игру и придумывать совместно рассказ по каждой паре карточек.

 Версия с двумя рассказами лучше развивает воображение и речь, тогда как та, где вы помогаете друг другу развивает ваше доверие и уверенность ребенка в своих силах.

Если с 2 карточками слишком просто, можно постепенно увеличивать их количество. Причем увеличивайте уровень сложности  по одной карточке, пока не заметите, что ребенку становится сложно выстроить связный текст по картинкам.

Как это определить?

—  он делает длинные паузы;

— забыл учесть карточку;

Самый высокий уровень игры, это когда рассказ строится по 15-20 карточкам. История должна быть логически связанной. Она может быть и волшебной. Эти нюансы лучше обговорить в начале игры.

Вариант игры «история про двоих»:

Дайте ребенку в руки коробку с карточками и предложите с закрытыми глазами достать из нее две карточки (две картинки). Теперь его задача объединить эти две картинки одной историей.

Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошел поздравлять своих друзей с Днем рождения или с Новым годом. Сначала придумайте такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребенок из коробки. А уже затем предложите пофантазировать ребенку.

Некоторым детям эта игра дается легко, другим — трудно. Если ребенку трудно придумать — придумывайте сначала вместе с ним. Предлагайте малышу вариант: «Как ты думаешь, куда пошел снеговик с корзиной — в магазин или в лес? Нет? А куда? А что он в корзину положил? Ты бы что положил бы?»

К следующему уровню игры можно переходить, если Ваш ребенок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предлагайте ребенку вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре- пять картинок. И связать их в один сюжет. Трудно? Сочиняйте вместе!

Третий уровень игры. Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить рассказ по ней.

Играйте, не скучайте, растите гениев.