Билингвизм – это явление без четкого определения. Оно может меняться в зависимости от ученого, который занимается изучением этой области. Так Уильям Маккей заявляет, что это способность использовать в общении два языка вне зависимости от наработанной языковой практики.

Идея Маккея отталкивается от того, что если язык человеку не родной, то без частой практики он быстро забывается или же уровень владения постепенно заметно снижается. Как отмечает этот лингвист из Канаты, у билингвов подобной проблемы не появляется.

Другого мнения придерживается ученый Франсуа Грожан из Швейцарии. Он говорит о том, что к билингвам можно относить людей, которые пользуются двумя языками в повседневной жизни, могут свободно переключаться между ними.

Если сводить разрозненные мнения и представления об этой идее к одному знаменателю, то билингвы – это люди, которые могут свободно общаться на двух языках. Как отмечает статистика, на планете такое население составляет не менее 47%.

Менее распространено явление мультилингвальности – хорошего владения более чем двумя языками. К этой категории можно отнести не более 17% жителей планеты.

Как видите, никаких загадок и магии здесь нет. Чтобы стать билингвом нужно упорно учить второй язык, постоянно практиковать его, чтобы освоить на уровне носителя. Иными словами, вы должны не просто говорить, но и думать на нем, уметь строить сложные предложения, владеть расхожими выражениями, понимать метафоры и другие обороты, часто используемые в речи.

Владение несколькими языками

Виды билингвов

И тут стоит обратить внимание на важный фактор – разделение билингвов на типы в зависимости от того, с какого возраста ребенок начинает осваивать сразу два языка. Также есть классификация по уровню владения. Рассмотрим обе градации.

Виды билингвов по возрасту освоения языка бывают следующими:

  • Ранний одновременный. Предполагает, что ребенок начинает учить сразу два языка и оба становятся для него родными. Обычно это происходит в возрастном диапазоне от трех до четырех лет.
  • Ранний последовательный. В таком случае ребенок также учит два языка, но один из них все же становится приоритетным и изучается первым.
  • Поздний. Это взрослые люди, которые в совершенстве освоили иностранный язык и могут на нем свободно говорить.

Виды билингвов по уровню владения языком бывают следующими:

  • Сбалансированный. Предполагает, что вы хорошо владеете двумя языками. Такой человек хорошо понимает различия между двумя отдельными системами и свободно переключается между ними. Это довольно сложный подход, предполагающий, что человек отлично освоил как грамматические структуры, так и понятийный аппарат каждого из языков.
  • Несбалансированный. Второй вариант, который предполагает, что один язык изучен лучше, чем второй. Это распространенное явление, которое чаще встречается именно среди взрослых. При этом проблем с общением не возникает, но человек четко разделяет для себя родной и не родной вариант общения.
  • Смешанный. В таком случае две грамматические системы в понимании человека смешиваются. Он может спонтанно переходить с одного языка на другой, использовать отдельные слова и фразы из него. Наиболее распространено подобное явление у тех, кто становятся билингвами с раннего возраста. При этом стоит обратить внимание на то, что подобное может привести к серьезным проблемам с общением.
Виды билингвов

Само по себе владение языком у билингвов может быть и не самым лучшим. Многие говорят о том, что оно далеко от совершенства в определенном направлении. К примеру, встречаются ситуации, когда один язык лучше дается человеку при понимании на слух, а другой – в формате текста.

Преимущества билингвизма

Многие родители, которые стоят перед выбором, стоит ли с детства обучать ребенка второму языку, хотят взвесить все преимущества и недостатки. Сначала мы обратим внимание на плюсы.

Стоит отметить, что многие страхи относительно самого билингвизма – это характерные мифы, зародившиеся еще в начала прошлого века, а теперь циркулируют по сети. Ученые говорят о том, что у билингвов есть сразу несколько преимуществ:

  • Хороший уровень развития когнитивного контроля. Это способность человека концентрироваться. Таким образом, увеличивается качество работы с информацией – можно усваивать только наиболее важные вещи, а от того, что засоряет сознание, попросту отказываться. Это помогает как в детстве, так и во взрослой жизни, достигать больших успехов в учебе и работе.
  • Более быстрый процесс обучения. Это связано с хорошими когнитивными функциями. Билингвы проще переходят в категорию полилингвов – им значительно проще учить новые языки.
  • Снижение вероятности развития болезней мозга. Ученые показали, что болезнь Альцгеймера среди билингвов развивается позже, чем среди обычных людей. Она «запаздывает» на 4-5, а иногда и больше лет. Причина в том, что хорошее понимание второго языка помогает формировать когнитивный резерв – это запас умственных способностей, которые выступают в качестве щита для головного мозга. Ближайшая аналогия – наращивание мышечной массы. Чем больше ее у вас, тем на дольше хватит запаса, если начнется похудение или возникнет дефицит калорий.

Помогает билингвизм и на бытовом уровне. Язык важно знать, если человек собирается переехать в другую страну, получить там работу, общаться без проблем с людьми со всего света.

Недостатки билингвизма

Но говорить только о преимуществах подобного явления было бы некорректно, потому что у него есть и свои недостатки. К ним относятся такие, как:

  • Более позднее появление речи. Дети, которых с самого детства учат по подобным методикам, дольше не начинают говорить. Причина здесь проста – им приходится работать сразу с двумя наборами слов для одного и того же понятия.
  • Неравномерное развитие знания языка. Это может привести к тому, что человек лучше говорит на одном языке, а пишет – на другом.
  • Сложности в общении. Здесь многое зависит от самого типа билингва. Одни люди могут допускать большие паузы в речи, которые они обычно заполняют какими-либо звуками. Это связано с тем, что человек думает, какое именно слово ему стоит вставить, боится перепутать языки. Некоторые непроизвольно переходят на язык, который им ближе в конкретной ситуации. Таким образом человек может совмещать их даже в рамках одного предложения. По понятным причинам свободы общения это не прибавляет.

Родителям, которые планируют перевести своих детей на подобный формат общения, нужно учитывать как достоинства, так и недостатки подхода. При этом крайне важно соблюдать правила обучения для того, чтобы не допустить распространенных ошибок.

Как стать билингвом

Как стать билингвом

Как мы уже объяснили в этом материале, люди становятся билингвами в разном возрасте. Если это происходит в детстве, требуется использовать специальные методики, чередовать слова, которые говорятся ребенку. Критически важно чтобы сами родители хорошо владели языком, у них было правильное произношение. В противном случае есть риск научить ребенка говорить на каком-то малопонятном реальному носителю суррогате.

Хорошим решением станет развитие билингвальности с профессиональным педагогом. Не стоит слепо использовать материалы, которые находятся в открытом доступе. В более старшем возрасте вы также можете стать билингвом. В таком случае принцип обучения стандартный – изучение грамматики, расширение словарного запаса, выполнение упражнений. Важным этапом станет и языковая практика. Нужно общаться не только с другими учениками, но и непосредственно с самими носителями конкретного языка.