Часто от предпринимателей приходится слушать недоумение. Оно касается того, что по результатам проведения бухгалтерского учета компания оказывается с хорошими финансовыми показателям, но денег постоянно почему-то не хватает. В такой ситуации причиной обычно становится появление кассового разрыва.

Кассовый разрыв в организации – это недостаток денег на покрытие обязательных расходов. Он не позволяет выплачивать зарплату или покрывать аренду помещения – все то, что жизненно-важно для компании.

Статистика показывает, что подобное может происходить в любой компании, даже если она успешна и прибыльна. В этом материале мы рассмотрим, как рассчитывается кассовый разрыв, по каким причинам он развивается, что нужно и что не нужно делать, если вы выявили такую проблему.

Как рассчитать кассовый разрыв

Есть формула, которая направлена специально на расчет кассового разрыва. Она выглядит следующим образом:

ДС + П − Р = ОДС

Здесь буквы означают следующее:

  • ОДС – это остаток денежных средств.
  • ДС – имеющийся остаток денег на начало заданного периода.
  • П – поступающие на счет компании доходы.
  • Р – расходы организации.

Специалисты говорят о том, что за всеми перечисленными показателями стоит наблюдать и внимательно их документировать. Лучше завести для этого отдельную таблицу в Excel, забить туда формулу и регулярно обновлять сведения. Хорошая периодичность – ежемесячно или еженедельно.

Почему появляется кассовый разрыв

Не менее важно для предпринимателя понять, по какой причине разрыв случился изначально. Только в таком случае можно будет предпринять какие-либо действия, чтобы справиться с проблемой.

В списке распространенных причин есть такие, как:

  • Неправильное планирование бюджета. Часто о появлении кассового разрыва приходится говорить в ситуации, когда ответственный специалист неверно рассчитывает суммы доходов и расходов. Стоит обратить внимание на характер и график регулярных платежей. По этой причине может оказаться, что у компании плюс по финансам, но большие расходы и постоянные сторонние отчисления полностью его нивелируют.
  • Неправильное построение закупок. Из-за этого часть средств компании часто оказывается замороженной. Потому не удается прогнозировать, когда именно придет кассовый разрыв. Проблема может появиться и из-за того, что запасы пополняются неравномерно, отсутствует анализ и правильный учет спроса со стороны конечного потребителя продукции.
  • Сезонность работы бизнеса. Очень часто с кассовым разрывом сталкиваются компании, для которых характерны сезонные колебания спроса на товар. Это требует правильного подхода к распределению средств на протяжении всего года, в том числе, когда востребованность продукции становится ниже по разным причинам.
  • Накапливание дебиторской задолженности. Это очень коварный фактор, с которым сталкиваются многие компании. Причина обычно заключается в необдуманном стимулировании продаж рассрочкой или другими формами отсроченного платежа.

Как не допустить появления кассового разрыва

Проще всего не допустить формирования кассового разрыва. Для этого стоит использовать ряд рекомендаций:

  • Всегда формируйте финансовую подушку для бизнеса. В таком случае у вас всегда будут в запасе средства, которыми можно будет покрыть непредвиденные расходы. Лучше всего откладывать часть прибыли. Эксперты говорят о том, что размер такого страховочного фонда должен покрывать до полугода работы компании вовсе без выручки.
  • Контролируйте задолженность. Вы всегда должны четко понимать, кто и сколько вам должен, когда нужно будет вернуть взятые средства. Лучшее решение – это официальное документирование графика возвратов и закрепление обязательств документами.
  • Отмечайте даты поступления расходов. Вполне вероятно, что кассовый разрыв создается из-за их неверного учета. Фиксация даст большой объем информации для анализа показателей работы вашей компании.
  • Прописывайте в договорах неустойку. Она должна начисляться ежедневно если по каким-то причинам клиент не смог оплатить очередной взнос. Это станет хорошим стимулом, чтобы избавиться от задолженности.

Как быть, если грядет кассовый разрыв

Если у вас в компании кассовый разрыв случается с определенной периодичностью или есть какая-то возможность хотя бы примерно его предсказать, к этому стоит подготовиться. Это можно сделать, просто выполнив ряд рекомендаций:

Исключите необязательные расходы. Во многих компаниях при внимательном анализе можно найти много таких статей экстренной экономии.

Возьмите кредит. Это часто помогает бизнесу с серьезным фактором сезонности. Таким образом можно будет погасить все свои обязательства перед работниками и контрагентами.

Напомните клиентам об оплате. Здесь важно уметь вести диалог, либо напоминать о подписанных документах с обязанностями по выплатам.

Заранее сообщите о задержках всем, кто получает от вас деньги. При разовой ситуации многие могут отнестись с пониманием. А чтобы не возникла неустойка, напишите гарантийные письма.

Распространенные ошибки при наступлении кассового разрыва

Наконец, стоит помнить и про ошибки, которые вполне могут быть связаны с возникновением кассового разрыва. В такой ситуации в компании начинается паника и у руководства есть реальная вероятность допустить просчеты.

К наиболее распространенным ошибкам относятся такие, как:

  • Повышение цены. Необдуманное повышение приводит к тому, что вы рискуете совсем лишиться продаж и хоть каких-то поступлений денег. Это очень опасно для бизнеса.
  • Продажа имущества. В таком случае есть риск в панике продать многое по заниженной цене. Восполнять дефицит будет дорого и трудно. При этом такая ситуация может негативно сказаться на способности вашего предприятия выполнять свои обязательства.
  • Снижение цен с целью увеличения продажи. Это чревато полным крушением модели вашего бизнеса. Поднять расценки обратно будет очень сложно, вы можете столкнуться с потерей клиентов и другими рисками.

Помните о том, что при правильном подходе кассовый разрыв можно преодолеть или вовсе его не допустить. Но крайне важно профессионально и хладнокровно подойти к действиям в такой ситуации.

Получить бизнес-план