Каждый день в мире продаются и покупаются компании. Причины для этого могут быть самые разные. Кто-то перестает видеть перспективу при работе в определенном направлении, в то время как другие предприниматели просто решают передать свое детище в хорошие руки.

При этом многие задаются вопросом о том, как продать свой бизнес, чтобы получить максимальную финансовую отдачу от такого начинания. В этой статье мы рассмотрим важные темы, которые касаются продажи. Это позволит вам не допустить распространенных ошибок и выручить максимум прибыли.

Каким вариантом продажи вы воспользуетесь

Есть много вариантов продажи бизнеса, которые можно использовать в зависимости от сложившейся ситуации.

Каким вариантом продажи вы воспользуетесь
  • Продажа полностью. Предполагает, что владелец продает всю компанию. При этом он теряет все права на нее.
  • Реализация доли в компании. Помогает привлечь нового собственника, с которым будет разделена прибыль.
  • Франшиза. В таком случае права на бизнес остаются у вас, но покупателю передается уже подготовленная модель ведения предпринимательской деятельности, обеспечивается маркетинговая поддержка и другие варианты помощи.
  • Передача подготовленного бизнес-проекта. Во многом напоминает франшизу, но только без регулярных выплат со стороны покупателя.

Как подготовить бизнес к продаже

Большое значение для успешной продажи бизнеса играет его правильная подготовка к реализации.
Чтобы пройти ее, нужно обратить внимание на ряд параметров:

  • Сбор финансовой отчетности. Эта стадия имеет крайне большое значение. Готовится финальный отчет за несколько лет, который показывает динамику прибыли, сезонность. Когда этим занимаются профессионалы, они собирают исчерпывающие сведения о ведении предпринимательской деятельности и сопровождающем это движении средств.
  • Перепись активов. Нужно дать покупателю четкое представление о том, какие именно активы он покупает. Чем более подробным будет описание, тем больше к вам будет доверие. Также проводится описание бизнес-процессов – от покупки сырья до выплаты зарплаты сотрудникам, маркетинга.
  • Продление договоров. Хорошим решением станет заранее продлить договора со всеми заинтересованными лицами. К примеру, с собственником помещения или поставщиками товара. Тогда бизнес не будет тормозиться ни на день, перейдет к новому покупателю в виде рабочей модели.
  • Составление бизнес-плана. Это дает наиболее полное представление о вашем бизнесе, открывает простор для прогнозирования выручки, рисков и других значимых факторов.
  • Подготовка пакета разрешительных документов. Новым владельцам передаются все важные бумаги, в том числе, сертификаты, лицензии, интеллектуальные права и многое другое.
  • Проведение анализа товарных остатков. Их наличие может напрямую повлиять на то, за какую стоимость вы будете продавать свой бизнес.

Методы оценки бизнеса

Здесь мы подходим к вопросу о том, как лучше оценить бизнес перед его продажей. Многим предпринимателям бывает очень сложно установить, сколько же стоит их дело.

Методы оценки бизнеса

Есть несколько подходов, которые могут использоваться при проведении точной оценки.


К ним относятся такие, как:

  • Затратный. Он подойдет в том случае, если вы планируете продавать бизнес, который по каким-то причинам перестал приносить прибыль. В таком случае нужно оценить, какие средства вы вложили в предприятие, установить общую стоимость имущества.
  • Доходный. Подойдет для приносящего прибыль бизнеса. Предполагает, что вычисляется средняя прибыль за год, а потом умножается на сроки окупаемости (количество месяцев).
  • Сравнительный. Наиболее простой вариант, при котором достаточно сравнить стоимость своего бизнеса со схожими предприятиями конкурентов.

Помните и о том, что есть факторы, способные дополнительно повысить стоимость продажи. К ним относятся известность компании, хорошая репутация на рынке, высокая степень автоматизированности процессов, отлаженный маркетинг. Немалое значение в некоторых нишах имеет и собранная команда, уровень ее профессионализма.

Как найти покупателя для своего бизнеса

Как найти покупателя для своего бизнеса

Чтобы успешно продать бизнес, нужно правильно упаковать его. Подготовьте все документы, о которых мы говорили, доходчиво опишите ваше предложение.

Далее продавать можно разными путями. К примеру, можно подать объявление на открытой площадке. Но часто это предполагает длительный поиск покупателя, да и сам способ ненадежный.

Можно также запустить таргетированную рекламную кампанию в интернете. Она позволит привлечь именно тех потенциальных покупателей, которые действительно заинтересованы в вашем предложении.

Наконец, можно воспользоваться специализированными сайтами, которые предлагают подобные услуги. На них есть хорошо сформированное сообщество заинтересованных пользователей, которые готовы будут сделать покупку.

Какие ошибки важно не допустить при продаже бизнеса

Наконец, в завершении нашего материала мы расскажем о тех ошибках, которые допускают многие владельцы бизнеса в попытках его продать. К ним относятся такие, как:

  • Стремление к быстрой продаже. Никогда не приносит хорошего результата, потому что можно выбрать не самое выгодное предложение.
  • Работа не со своей целевой аудиторией. Помните, что не стоит слишком обширно информировать рынок. Потому таргетированная реклама может стать отличным вариантом.
  • Разглашение слишком большого объема информации. Этим вполне могут воспользоваться конкуренты, чтобы украсть ваши идеи или скопировать какие-то бизнес-процессы.
  • Плохая подготовка бизнеса к продаже. Она может отпугнуть многих потенциальных покупателей и привести к ситуации, когда вы просто не заинтересуете их в своем предложении.

Подойдите к вопросу внимательно и ответственно, обратите внимание на все нюансы. Только в таком случае можно будет получить оптимальный эффект.

Чек-лист по продаже бизнеса

В этой статье мы описали, как продать бизнес самостоятельно.

Остается только составить чек-лист, который вы могли бы использовать в процессе его продажи:

  • Приведите отчетность в порядок.
  • Выполните аудит своего бизнеса.
  • Подготовьте бизнес-план и другие документы для презентации покупателю.
  • Оцените стоимость бизнеса.
  • Выберите целевую аудиторию и проведите ее анализ.
  • Упакуйте предложение, чтобы оно стало интересным.


Все что остается, чтобы продать бизнес – это найти покупателя. Но если все перечисленное сделано правильно, то это не займет много времени. Помните о важности терпения, правильной оценке и внимательном подходе к разглашению информации о своем деле.

Получить бизнес-план