У любого предпринимателя может наступить период, когда он решает прекратить работу. Причины для этого могут быть разными, но одно остается неизменным – потребность в правильном закрытии ИП.
Для чего нужна такая процедура? Она помогает не допустить разногласий и претензий в вашу сторону после того, как бизнес будет закрыт. Предполагается, что кредиторы в такой ситуации снимают свои запросы, у государства также не остается к вам никаких вопросов.

В этой статье мы расскажем о том, как закрыть ИП в 2023 году и на что стоит обратить внимание. Это позволит не допустить многих потенциальных ошибок, затягивания процесса и других распространенных проблем.
Стадия 1: Решение всех вопросов с работниками и государственными фондами
Если у вас были сотрудники, нужно подготовиться к их увольнению. Людей нужно предупреждать о таком в письменной форме под личную подпись. Обычно трудовые договора дают на это две недели, если в вашем случае в документе не указывается обратное.
Особо отмечается случай, когда на ИП работает свыше 15 человек. В таком случае в двухнедельный срок сообщение также отправляется в службу занятости по месту жительства.
Также нужно будет провести расчеты с сотрудниками – выплачивается все, что было в задолженности. Это не только заработная плата, но и полная оплата за неиспользованные дни отпуска.
Работникам передается весь пакет справок и документов. Также у вас будет всего 15 дней чтобы закрыть все вопросы с ФНС, ФСС и ПФР.
Стадия 2: Снятие с учета онлайн-кассы
Многие ИП сегодня используют для работы онлайн-кассы. Чтобы снять такую с учета, нужно будут подать заявление в ФНС. Там должны снять ваш фискальный накопитель с баланса. Это можно сделать онлайн непосредственно на сайте налоговой или компании, предоставляющей вам услуги оператора фискальных данных.
В срок до 10 дней кассу должны снять с учета. Вам же выдается специальная карточка, которая подтверждает этот факт в бумажном или электронном виде.
Стадия 3: Уплата государственной пошлины
Ее величина меняется из года в год. Главное – не забыть подтвердить оплату с использованием платежной квитанции.
Стадия 4: Подача документов в ФНС
Работа с налоговой обычно становится самым чувствительным этапом процесса. Она связана с тем, что вы должны собрать справки из ПФР и других инстанций о том, что у вас нет задолженности ни перед государством, ни перед сотрудниками. Налоговики также проверяют свои базы и подтверждают вашу «чистоту».
Стадия 5: Выплата страховых взносов
У индивидуального предпринимателя есть 15 дней с момента регистрации в ЕГРИП записи о прекращении деятельности на то, чтобы заплатить взносы в фонды пенсионного и медицинского страхования. Здесь важно правильно рассчитать сумму и не забыть получить документальное подтверждение уплаты, чтобы в случае проверки не возникало никаких вопросов.
Стадия 6: Сбор отчетности и уплата налогов
Практика показывает, что здесь многие допускают ошибки, когда пытаются закрыт ИП. Причина заключается в отличиях в алгоритме действий в зависимости от того, какой налоговый режим использовался у конкретного ИП:
УСН. Нужно подавать декларацию регулярно до 25 числа каждого месяца. В эти же сроки требуется полностью заплатить все налоги.
ПСН. От индивидуального предпринимателя потребуется подать заявление 26.5–4. Оно подтверждает перечет патента. При этом есть возможность возврата переплаты, которая официальна зафиксирована в государственных документах. Обратите внимание, что если не завершить патент самому, то платежи по нему будут начисляться вплоть до ранее установленного срока завершения.
ОСН. Здесь нужно будет подавать два основных документа – это 3-НДФЛ, а также декларация по НДС. Нужно помнить о том, что для формирования первого документа отводится всего пять дней. В то же время налоги нужно заплатить в срок до 15 дней.
Стадия 7: Закрытие расчетного счета
Это делается уже после того, как вы убедитесь – все платежи внесены и у вас не осталось никаких задолженностей. У большинства банков процедура стандартная – она предполагает заполнение специального заявления. Сам процесс простой и быстрый, потому что не требует уведомления налоговой или других государственных органов о самом факте принятия решения. Исключение составляют только иностранные счета.
Стадия 8: Соберите документы на хранение
Помните о том, что у ИП есть обязанность личного хранения архива. Это нужно для того, чтобы в случае необходимости предъявить бумаги по государственному запросу. Все налоговые документы нужно хранить не менее пяти лет. В то же время бумаги с платежами по страховым взносам остаются у бывшего ИМ на 6 лет. Дольше всего хранятся сведения о сотрудниках – до 50 лет.
Результат
Если все перечисленные действия выполнены правильно и своевременно, работа индивидуального предпринимателя будет прекращена в срок и без проблем. При этом у вас не возникнет проблем с налоговой и другими государственными проверяющими инстанциями.
Получить бизнес-план