Каждый раз открывая тетрадь ребенка и приготовившись отчитать его за очередной ряд неровных букв — остановитесь. Вдохните поглубже. Вспомните свои школьные тетрадки и честно ответьте себе на вопрос: когда ваш почерк стал таким, какой он есть сейчас? Ну уж точно не в первом и даже не в пятом классе.  А теперь выдохните.

Мы приготовили для вас советы педагога начальных классов, учителя с 20 летним стажем, который успел уже изменить отношение к ручкам-стирайкам и вообще всегда находится на волне с новыми трендами.

Елена Слесарева, педагог-методист компании «Смартикидс» и соавтор методик «Скорочтение» и «Каллиграфия»:  

Первое, что нужно понять:  письмо и почерк – это совершенно разные вещи. Между ними не стоит ни в коем случае знак равенства. Почерк – это продукт письма.  А  Письмо – это вообще речь. У нас есть устная и письменная речь. Письмо – это письменная речь.

Это очень сложная деятельность. В  ней задействован сложный физиологический механизм, и это  очень хорошо для ребенка.  В процессе освоения письменной речи идет развитие подкорковых зон, головного мозга, развитие вообще всех систем. Но письмо – это еще и очень трудно.

Почему?

  1.   Нет силы воли. Потому что это сложный физиологический процесс.
  2. Не видит смысла в письме;
  3. Нет ценности письма;
  4. Нет мотивации к письму; Ребенок все время задается вопросом: зачем и для чего?

А чтобы развить интерес, мотивацию и облегчить протекание этого сложного процесса можно посоветовать ряд упражнений, игр, которые сделают письмо легче, проще, веселее и эмоциональнее. А если есть эмоция – ребенок будет хотеть писать и дальше.

Творческий подход

Всевозможное придумывание букв, написание их и вовсе не обязательно ручкой. Перо. Кисточка. Фломастер. Брашпен. Аквабраш. Сейчас столько инструментов для каллиграфии! Бери и делай.

Это может быть увлекательный поход в магазин, где ребенок выберет свой инструмент – золотые ручки с блестками, еще что-то, и ими будет писать.

Я настоятельно советую родителям не ограничивать детей строчками. А писать буквы как произведение искусств. Делать картины из букв. И даже если на первых порах у ребенка не возникает интереса —  делайте это сами.

Сейчас легко  можно найти множество раскрасок с буквами,  витиеватых прописей, с флоришами, вензелями и другими декоративными элементами. Гугл вам в помощь.

В любом случае это работа рукой. Механическая память руки, умение держать инструмент и работать разными инструментами для письма.

Используем разные инструменты

Разные инструменты – разное напряжение в руке. Разный нажим. Кисточкой мы работаем с одним нажимом, для карандаша нужны другие усилия. Если рисуем пальчиком на муке, манке или любой другой крупе,  подключаем к этому процессу еще и тактильность, развиваем сенсорное восприятие.

Графические диктанты

Это огромный мир увлекательных семейных вечеров. Попробуйте сами написать такой диктант, а не только ребенку диктовать. Можно устраивать соревнования. Один диктует, вся семья пишет. Потом меняться ролями.

Графические диктанты помогают научиться ориентироваться в пространстве. И тогда при переходе на взрослую широкую строчку детям будет легче распределять композиционно букву в этом пространстве.

Графические диктанты учат понимать пропорции, амплитуду движения руки, ход руки, насколько шире или уже нужно размахнуться, чтобы написать ту или иную букву.

Ритмические упражнения

Упражнения на выработку ритма на бумаге оставьте на потом. Начните с игр  с мячом. Кинезиологических упражнений из арсенала нейропсихологов. Вспомните про прохлопывания, музыкальные инструменты – «повтори эту мелодию».  

А вот уже потом переходите на бумагу. Выглядеть это будет так. Нужна простая белая бумага. Листы нужно разрезать на полоски заданной ширины, склеить их между собой, и получится длинная лента. В принципе можете у бабушки попросить завалявшийся на антресоли рулончик бумаги, которую раньше использовали для заклейки окон. Она тоже отлично подойдет.

Итак, выкладываем ленту на столе. Ребенку дается в начале рисунок, узор. И он должен его повторить на протяжение всей ленты.

Важно, чтобы он не вышел за края ленты, ориентировался в пространстве, концентрировался на амплитуде.  Нужно удерживать ритм,  не уменьшать и не увеличивать.

Гимнастика

Заведите дома мячики, много мячиков, а еще экспандеры, резинки, массажные мячики, шарики су-джок, колючие с пружинками внутри. Все это идеальные инструменты для массажа кистей рук, для гимнастики для рук.

Но для письма важно и состояние всего тела. Когда мы пользуемся устной речью нам активно помогает тело – мы двигаем руками, водим глазами, машем головой. Тело помогает выразить эмоции.

А вот когда мы пишем – письменная речь —  наше тело абсолютно расслабленно, и работает только та рука, которая отвечает за сам процесс. у И голова работе. И вот эта наивысшая концентрация дается только тому телу, которое физически, физиологически окрепло.

Так что зарядка по утрам и спортивные секции – залог успеха в освоении навыка письма.

Важно отдать ребенка грамотному специалисту, но не в 3-5 лет, а в период готовности ребенка к письму, к 6-7 годам и позже, чтобы этот специалист научил ребенка писать красиво. Поставил ему красивый правильный почерк.

Лучше дать ребенку лишний раз покататься на велосипеде или побросать мячик, чем усадить и заставить чисто механически писать.

Но, и в это время и потом на протяжении всей учебы важно поддерживать ребенка различными упражнениями. Мотивировать его. Заинтересовывать и самим увлекаться этим. Важно,  чтобы ребенок не чувствовал свою брошенность, свое одиночество вот в этом трудной для него работе.