Мы собрали для вас лайфхаки, которые значительно облегчат вашу участь как надзирающего органа и сделают школьные годы действительно чудесными, как поется в одной известной песне.

Что самое сложное для родителей с началом учебного года? Выстроить логистику? Наглаживать форму по вечерам и готовить ланчбоксы? Следить, чтобы в запасе были ручки всех цветов радуги, а карандаши наточены? Увы, но нет. Самое сложное – усадить ребенка делать домашнее задание. И речь даже не о качестве его исполнения, а о самом факте: «нужно собрать всю волю в кулак, сесть и начать уже делать».

Лайфхак 1: Сначала отдых, потом уроки

Стремление сделать все как можно побыстрее понятно. Никому не хочется сидеть в ночи и перепроверять в десятый раз деление в столбик и морфологический разбор слова «подоконник». Но это так не работает.

Ребенку физически необходимо отдохнуть после школы.

Это может быть прогулка в парке, тихий час как в садике, даже если школьник уже перекочевал из началки в среднюю, или просто час ничегонеделания.

Компьютерные игры и залипание в смартфоне к отдыху не имеют никакого отношения. Они заставляют мозг работать и перенасыщают его информацией.

Лайфхак 2: Бег на короткие дистанции

Ответьте на вопрос, только честно: вы можете сесть и пять часов подряд работать? Уверены, что нет. Вы обязательно прерываетесь на разговоры с коллегами, на чтение ленты соцсетей или другие дела. Мозгу необходимо делать паузы. Мозг ребенка ничем не отличается от вашего.

Так что 15 минут делаем уроки, потом 5 минут скачем по квартире, пьем сок, поем песни или просто болтаем ногами и кружимся на стуле по комнате.

Отдельно проговорите, что он НЕ обязан сделать начатое задание ровно за 15 минут. Вовсе нет. Просто через 15 минут его ждет заслуженный отдых.

Заведите таймер или песочные часы на 15 минут. Это поможет наглядно продемонстрировать ребенку, сколько времени у него есть на задание.

Лайфхак 3: От простого к сложному

Предлагайте школьнику сначала переделать то, что ему легко дается и не требует вашего полноценного участия.

А сложные задачки, тесты и предметы, в которых он плавает не как рыба в воде, оставить на потом. И вы вместе сядете и разберетесь. Такой подход тренирует осознанность и самостоятельность

Вместе сядьте и проанализируйте, что он лучше всего понимает, а где подвисает, и составьте примерное расписание выполнения дз.

Лайфхак 4: Не откладывать на завтра

День на день не приходится. Сегодня надо на завтра сделать только чтение и окружайку, а вот на послезавтра уже и математику, и русский с английским.

Приучайте ребенка делать все день в день. Наперед. Мало ли что может произойти – вдруг на прогулке завтра вы встретите старого друга из детского сада и захочется погулять подольше, или и вовсе решите сходить в кино, а у него уроки не сделаны.

Спустя месяц учебы уже примерно можно понимать, в какой день какая загрузка, и планировать выполнение дз согласно этому плану.

Лайфхак 5: Помогаем сосредоточиться

Самое сложное, как известно, начать, то есть по сути остановиться и сконцентрироваться. Тренировать усидчивость можно разными способами, например можно обмануть свой мозг.

1) Сделать несколько упражнений из гимнастики для мозга Пола Деннисона на концентрацию внимания. Ищите их в конце статьи.

2) Заменить обычный стул на фитбол или снабдить стул специальной подушкой-балансиром (продается в спортивных магазинах, напоминает большой сдутый массажный мячик). Мозгу придется прикладывать чуть больше усилий, чтобы поддерживать тело в равновесии, и он начнет работать эффективнее.

Лайфхак 6: Хвалите правильно

Заученные слова «умница», молодец» — это все конечно здорово. Но, увы, не работает. Ребенку нужны яркие эмоции! И чем ярче вы отреагируете на его успех и новые достижения, тем лучше он это запомнит.

Главное не перегнуть палку, все-таки во взрослом возрасте это не очень правильная история, когда человек делает все хорошо только ради похвалы. В идеале, самостоятельный осознанный человек не должен зависеть от мнения окружающих.

Так что придумайте свой ритуал похвалы. Возможно это будет разговор с рефлексией о том, что ему сегодня удалось лучше, а что хуже. Возможно, вы придумаете свою ключевую фразу а-ля «сегодня ты справился с этим куда быстрее» или ключевой вопрос: «Ты чувствуешь, что стал сегодня лучше и умнее, чем был вчера?».

Помните все те бесконечные наклеечки, которые клеятся на тетрадки учителями в начальной школе? Заведите свою собственную тетрадь достижений или дневник успеха школьника и вместе с ребенком наклеивайте в него звездочки и смайлики за выполненные задания.

Отдельно можете договориться, что у каждой наклейки своя стоимость (время выполнения, полученная оценка и т.д.) и если собрать, положим, 30 звездочек, можно заработать на мороженое или кино с поп-корном. Отличный способ мотивации между прочим.

Лайфхак 7: Делегируйте ответственность

Если ребенку нужно, чтобы вы сидели с ним рядом, пока он делает уроки – сидите. Читайте книгу, слушайте лекции, обновляйте знания по школьной программе, вышивайте крестиком. Но не делайте домашку за него. Вы помогаете морально, поддерживаете, готовы подсказать и объяснить, но не более того.

Постепенно уходите на 3-5, а после 10 минут по делам (приготовить ужин, помешать картошку, запустить стирку, постричь ногти ежику, сменить воду рыбкам и т.д.).

Не пройдет и полугода как ребенок будет в состоянии сам сидеть и делать уроки. Вам останется лишь проверять их наличие или же оставить это на усмотрение ребенка. В конце концов это же его оценки, а не ваши.

Быть рядом – это тоже дело И очень важное. Ребенку важен физический контакт, близкий контакт со значимым взрослым – вами. И от того, как вы ведете себя во время того, когда он делает уроки, зависит его мотивация и успех в учебе.

Домашние задания — это неотъемлемая часть учебы. Закрепление знаний, повторение пройденного, отработка материала, пройденного в классе. Кто-то из учителей подходит к вопросу креативно, и тогда ребенок и без вашего напоминания бежит сочинять сказки и рисовать условие задачи по математике про количество звезд на небе, а кто-то по старинке использует учебники. Ваша задача научить ребенка доводить начатое до конца и нести ответственность за свою работу.

Упражнения на концентрацию внимания даны по книге «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей».

«Глоток воды»

Перед выполнением заданий необходимо выпить воды. Мозг работает по принципу передачи электрического сигнала. И если жидкости в организме мало, то скорость передачи нервного импульса снижается. Результат: усталость и сонливость.

Важно научиться чувствовать потребность в жидкости, регулярно пить воду и обязательно — во время учебных занятий.

«Кнопки мозга»

Активизируют работу мозга, «настраивают» фокус внимания, облегчают восприятие зрительной информации при чтении и письме.

Шаг 1: Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч (или сидя с прямой спиной и опорой на две ноги).

Шаг 2: Расположите открытую ладонь в форме буквы «U» на области под ключицами так, чтобы большой и указательный пальцы оказались в мягких впадинах (по обе стороны грудины), а вторую руку положите на область пупка.

Шаг 3: Массируйте «кнопки мозга» 20-30 секунд, а нижнюю руку держите неподвижно; Вместе с этим медленно двигайте глазами влево-вправо вдоль воображаемой горизонтальной линии.

Шаг 4: Поменяйте руки и повторите упражнение.

И да, поначалу будет трудно одновременно массировать точки и переводить взгляд.

«Энергетическая зевота»

Зевота помогает разрешить проблему нехватки кислорода. Вы же наверняка замечали, что зеваете, когда устаете? Давайте поможем мозгу!

Для выполнения упражнения притворитесь, что зеваете.

Выполняя зевок, массируйте лицо в области верхних и нижних задних зубов. Там расположен челюстной сустав, который часто бывает излишне напряжен.

В результате усиливается концентрация внимания, снижается напряженность глазных мышц, появляются силы для дальнейшей работы.

«Думательный колпак»

Чрезвычайно полезное упражнение при потере слухового внимания. Помогает снять напряжение с мышц в области шеи, облегчает понимания услышанного.

Шаг 1: Выполняем стоя или сидя с хорошей опорой.

Шаг 2: Правую руки согните в локте, заведите за голову и возьмитесь за противоположное ухо. Массируйте начиная с верхней части уха, продвигаясь к мочке.

Шаг 3: Повторите 3-5 раз. Тоже — левой рукой.

Звуки станут «ярче» и четче.

«Ленивые восьмерки».

Шаг 1: Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Вытянуть руку перед собой, пальцы собраны в кулак большой палец поднят вверх.

Шаг 2: «Рисуем» большим пальцем знак бесконечности на уровне глаз из середины в левый верхний угол (против часовой стрелки), по окружности вниз и до середины, затем в правый верхний угол, по окружности вниз и завершаем в той точке, из которой начинали.

Шаг 3: Повторяем каждой рукой по 3 раза и 3 раза двумя руками, сцепленными в замок.