Ментальная арифметика – это одна из современных учебных дисциплин, которые используются для способствования раннему развитию детей, улучшению успеваемости и получения целого ряда других положительных результатов.
Дисциплина применяется по всему миру. Особенно большое распространение сегодня она получила в Азии, но и в Европе и США метод также взяли на вооружение и активно используют.
Изучение ментальной арифметики становится все более востребованным и в России. В этом материале мы расскажем о том, как появилась эта дисциплина и в чем ее особенности.
Кто придумал ментальную арифметику и когда это случилось
Сам процесс, который лег в основу современной ментальной арифметики, был изобретен более пяти тысяч лет назад. Именно к этому периоду относятся первые исторические упоминания специального счетного инструмента – абакуса.
Если рассматривать достоверные источники, то мы увидим, что аналогичные по строению счетные изделия применялись в Древней Греции, Китае, Японии. Везде они известны под разными названиями, но выполняют одни и те же функции.
Можно сказать, что абакус стал первым известным человечеству калькулятором. Он помогает быстро считать, проводить вычисления, в том числе, в уме. Использование такого средства позволяет тренировать мозг, формировать нейронные связи между разными полушариями, стимулировать когнитивные и творческие способности человека.
Первым внимание на особенности абакуса обратил Халит Шен, ученый из Турции. Именно он подготовил методику, добавленную в школьную программу в 1993 году.
Со временем, дисциплина, основанная на применении счетов, стала очень популярной. Статистика говорит о том, что сегодня в мире не менее пяти тысяч классов, которые используют такую технологию в работе с детьми. Также есть профильные школы, специальные образовательные центры.
Пять десятков стран мира применяют такой метод. Можно с уверенностью говорить, что дисциплина отлично зарекомендовала себя на практике.
Особенности использования счетной доски
Как мы уже отметили, основу для ментальной арифметики составляет использование специальной счетной доски. Она известна под названием абакуса, но в разных странах встречается и под другими именами.
Внутри деревянного каркаса установлены специальные спицы. Всего в классическом варианте их 13, но может быть и меньше. Счеты делятся на два сегмента специальной перегородкой.
При этом на каждой спице есть небольшие костяшки. Они отвечают за единицы, десятки, сотни и тысячи. Во время использования абакуса, удается решать самые разные математические предметы.

Особенности использования ментального счета
При работе с абакусом, используются специальные проработанные до мелочей методики. При этом учебный процесс разделен на два основных этапа.
На первой стадии обучения дети считают непосредственно на абакусе. Они двигают косточки по спицам пальцами, что также помогает развивать мелкую моторику. Если учеба построена правильно, то они работают сразу двумя руками – к процессу подключаются оба полушария мозга.

Во время обучения удается выполнять массу арифметических операций – от сложения и вычитания до умножения и деления. Также дети учатся извлекать квадратный корень из чисел.
Когда ребенок переходит ко второму этапу обучения, он отказывается от непосредственного использования абакуса. Все вычисления делаются в уме. Это происходит постепенно и помогает еще активнее нагружать оба полушария.
Использование воображаемого абакуса способствует формированию пространственного мышления, а также приносит много других полезных результатов.
В чем польза от ментальной арифметики
Не зря методика турецкого ученого получила большое распространение во всем мире. Главное преимущество использования такого средства заключается в том, что оно помогает развивать оба полушария мозга.
Во время использования счетов у ребенка развивается:
- Воображение.
- Арифметические способности.
- Творческие навыки.
- Интуиция.
- Фантазия.
- Аналитическое и логическое мышление.
Методика помогает заметно повысить успеваемость ребенка, показать ему, что математики не стоит бояться, потому что это интересная, доступная в освоении наука.
Записаться на ментальную арифметику