Мало уметь правильно сформировать поисковый запрос, нужно еще суметь прочесть и отсеять все ненужное. И здесь без навыка скорочтения никак не обойтись.  

В век технократии, голосовых помощников и доступности любой информации по клику мышки,  особенно важным становится такой навык, как быстрое чтение, умение вычленять из огромных объемов текста нужной информации и глубокое понимание и осознание прочитанного.

Скорочтение – это не столько техника чтения, сколько умение видеть текст целыми кусками.  Многие шутят над теми, кто быстро читает, что они читают текст по диагонали. На самом деле они не далеки от истины. Развитие периферического, бокового зрения – одна из основ скорочтения.

О том, как можно развивать навык скорочтения с помощью игровых механик, да еще и в домашних условиях, рассказывает   учитель-логопед, преподаватель курса скорочтения центров SmartyKids   Кристина Игнатенко:

Скорочтение – это не просто умение молниеносно складывать буквы в слова, а слова в предложения и озвучивать их вслух. Это еще и умение видеть слова, даже если пропущены или перепутаны буквы, умение видеть текст целиком. Воспринимать информацию потоком, когда глаза не делают прыжок назад, чтобы снова прочитать незнакомое слово. Словарный запас ребенка, который освоил скорочтение растет со скоростью света, а значит его речь богаче, а его знания становятся энциклопедическими. Навыки скорочтения тесно связаны со множеством других навыков, в том числе с синхронизацией работы полушарий мозга. И игры, особенно нейропсихологические, помогают сделать обучение более эффективным и приятным.   

Алфавит

В основе этой игры лежит нейропсихологическая техника. Одновременно приходится задействовать участки мозга, отвечающие и за движения, и за распознавание графем (букв), и за речь.  Уж поверьте, эта задачка не из простых даже для взрослых. Кстати, попробуйте посоревноваться с  ребенком, ваша эффективность точно возрастет.

Смысл прост. Есть буквы, которые нужно читать, но при этом нужно совершать определенное движение, а именно: поднимать вверх правую, левую или обе руки.  Это упражнение разминки на онлайн-платформе SmartyKids, но его можно повторить и в домашних условиях.

Вам потребуются лишь квадраты белой бумаги, маркеры или фломастеры и немножко времени. Что делаем? Пишем 33 буквы алфавита. И отдельно пишем другим цветом – это важно – буквы «П», «Л» и «О».  П – правая, Л – левая и О – обе. Дидактический материал готов. Можно начинать.

Ведущий одновременно показывает две карточки: букву и действие. Задача ребенка (или родителя, если он тоже участвует) называть букву, одновременно поднимая правильную руку.

Скорость имеет значение, так что чем быстрее вы показываете, тем лучше.

Как вариант, можно просто на компьютере создавать такие таблицы в любом текстовом редакторе или в виде слайдов презентации. Совсем немного времени, и у вас готова бесконечная нейропсихологическая игра.

Не забывайте засекать время и вести счет достижениям!   

Радуга  

Дети обожают эту игру обманку. Это как с неправильными загадками, когда в конце хочется дать ответ в рифму, но он абсолютно точно будет неправильным. Так и здесь: все цвета и слова перепутались.  Слово «красный» написано черным цветом, а слово «желтый» — голубым. Только вот задача игрока называть не то, что написано, а цвета, которыми написано.

Кстати, в настольной игре «Кортекс» — это одно из заданий.

Создать такие карточки можно в ворде, в презентациях или использовать многочисленные онлайн-сервисы по созданию облаков слов. Останется только распечатать.   

Ребусы

Казалось бы, причем тут скорочтение? Но именно ребусы развивают умение видеть слово целиком. Они тренируют внимание, память, образное мышление. Ведь нужно трансформировать слово в буквы, если на рисунке цифры и нужно прочитать слово в другом порядке, и потом обратно, нужно уметь отнимать, изымать и переставлять буквы местами. И все это в уме!

Ребусы это еще и про умение правильно использовать согласования, да-да, вот эти все предлоги, основанные на том, где расположена буква относительно предмета: внутри, над, под и т.д.  

Сейчас существует великое множество онлайн-креаторов ребусов любой сложности. Просто почаще решайте их с ребенком.

Анаграммы

Эти игры особенно нравятся любителям детективов, тайнописи, шифров и кодов. Так что если вы любитель «Кода да Винчи», смело пытайтесь привить любовь к анаграммам ребенку. Он как минимум заразится вашим энтузиазмом, особенно если анаграммы будут созданы вами по его любимым темам. Согласитесь, куда интереснее зашифрованный текст про майнкрафт, лего ниндзяго и тайное чаепитие в домике на дереве, которое было на прошлой неделе, чем скучные описания пейзажей.

На первом этапе в словах должны быть перепутаны только слоги, и сами слова должны быть небольшими: 2-3 слога будет достаточно. Это уровень дошкольника, который уверенно читает.

С теми, кто постарше, можно уже работать со словами, где все буквы вразнобой. Но если слово длинное, то лучше выделить первую букву другим цветом или сделать ее жирной.  А теперь представьте целый текст, построенный по принципу анаграммы!

Может стоит обмениваться тайными посланиями из анаграмм по утрам, зашифровывая в них приятные пожелания, меню на ужин и планы на вечер?

Пирамиды

Это упражнение-игра на развитие бокового зрения. Смысл простой: берутся слова из трех слогов. Центральные мы видим, а вот первый и последний находятся на удалении, причем самое верхнее слово близко – конус пирамиды – а нижнее — самое большое расстояние – основание пирамиды. Нужно читать слова, глядя только на центральный слог.

Несмотря на кажущуюся простоту – это действительно сложное упражнение, особенно если не жульничать и выполнять его честно.  

Можно самим сделать такие пирамиды в текстовом редакторе, использовать маркерную доску или готовые материалы из Сети.

Текст с окошками

Скорочтение – это умение видеть слово и текст целиком. То есть мозг сам вставляет пропущенные буквы. Многие печатные тренажеры скорочтения основаны именно на этом принципе, когда к книге прилагается рамка, которая в хаотичном порядке закрывает буквы в тексте, и задача ребенка – просто читать текст вот с такими закрытыми окошками.

На первых порах лучше, чтобы были пропущены только окончания или буква в корне – то, что легко воссоздать.

А дальше можно, чтобы в слове отсутствовала уже половина букв, и тогда включится эффект, открытый британскими учеными, когда мозгу достаточно видеть первую и последнюю букву, и слово все равно рождается в голове, даже если внутри слова букв нет или каша (анаграмма).

Такая тренировка на восприятие слова целиком отлично помогает улучшить качество чтения.   

Играйте, занимайтесь и да пребудет с вами сила чтения!

Записаться

Записаться на скорочтение