Менталка дает детям больше, чем отнимает?
Представьте, что ваш ребенок прыгает через скакалку и одновременно решает сложнейшие длинные примеры из пяти-десяти трехзначных слагаемых. Думаете это невозможно? А вот и нет. Ментальная арифметика – это не какая-та магия, это супертренировка для мозга. И у нее, как и у любой тренировки, есть свои плюсы и минусы.
О том, какие «за» и «против» есть у этой методики нам рассказывает преподаватель ментальной арифметики SmartyKids Пушкино Александра Письман.
Ребята учатся считать на счетах (абакусе), а косточки там очень мелкие. Рекомендованный возраст для начала занятий ментальной арифметикой – это четыре с половиной, пять лет.
Многие дети, которые приходят к нам, сталкиваются с трудностями, именно из-за несовершенства этого навыка.
Абакус – это отличная тренировка. Ведь чем лучше развита мелкая моторика, тем быстрее идет освоение счета. А результаты видны невооруженным взглядом уже после нескольких занятий.
Дети, которые учатся считать ментально, одной левой могут сделать своих родителей. А регулярные занятия и домашние задания этому способствуют. Примеры становятся все больше, их глубина возрастает. Обычно педагог начинает с трех слагаемых, но постепенно их количество увеличивается до 5-10 и т.д.
Главное: дети видят, что у них все получается! Они радуются успехам, а это самая лучшая мотивация, чтобы считать еще быстрее, еще более сложный пример.
Ментальный счет дает нам гармоничное развитие межполушарных связей.
Правое полушарие отвечает за воображение и помогает представить картинку абакуса, а левое отвечает за логику и участвует в решении примеров. Так что на занятиях ментальной арифметикой мозг трудится на все 100%, причем полушария не просто дружат, а взаимодействуют ежесекундно.
Большинство детей приходят на занятия ментальной арифметикой в дошкольном возрасте. И за полгода они достигают отличных результатов в счете не только единиц, но и двузначных, трехзначных чисел. Школьная программа в этом плане отстает. Так что естественно, что дети, которые владеют навыками ментального счета, справляются со школьной математикой за считанные секунды. А развитое внимание, мышление и умение концентрироваться помогают в легком освоении и остальных школьных предметов.
Ребята, которые осваивают менталку, могут считать примеры и одновременно читать стихи или петь песни. А уж ментальный счет во время физических и акробатических упражнение – это и вовсе простенький фокус.
Смешение разных видов деятельности: физической и умственной или двух разных видов умственной деятельности – это супер тренировка для мозга.
Весь секрет в доведении ментального счета до автоматизма. И тогда эта деятельность становится привычной рутиной, не отнимает много сил, а значит их можно потратить на что-то еще. Отличный навык, который можно с успехом применять и во взрослой жизни.
Справка: Александра Сергеевна Письман. Окончила РЭУ им. Плеханова, преподаватель, стаж работы по методике ментальной арифметике 3 года.
Все школьные программы по математике плюс минус похожи. Весь первый класс дети учатся работать с числами в пределах десяти, то есть с единицами и осваивают понятие состав числа.
Важный момент: школьная программа базируется на составе числа 10. А вот сумма косточек на спице единиц на абакусе — 9. Из-за этого у ребят, которые, положим, совместили начало школы и занятия менталкой, могут возникать определенные трудности.
Если ментальной арифметикой начали заниматься позже (после третьего класса, например) или наоборот еще в дошкольном возрасте, никаких сложностей, как правило, не возникает.
Когда ты решаешь в уме длинные сложные примеры, твое внимание концентрируется именно на этом, а не написании ответа. И бывает, что какая-то цифра в ответе теряется.
На каждом занятии ментальной арифметикой ребята решают примеры на скорость. У них есть строго ограниченные временные рамки. И скорость написания цифр за минуту тоже очень высока.
Весь урок дети находятся в состоянии тонуса. Логично, что в школе этот тонус сохраняется. Вот только не все, к сожалению, умеют за собой проверять. Ну и сюда же можно отнести момент не очень аккуратного написания цифр. Но на русский язык это никак не распространяется. Цифры отдельно – грамматика отдельно.
Это, наверное, самый страшный и большой минус, но он увы свойственен любым методикам, которые поднимают мышление на новый уровень.
В школе надо расписывать решение, следить за оформлением. Две клеточки слева, четыре клеточки вниз. Это рутинная кропотливая работа, очень медленная. Она никак не сочетается с той скоростью, с которой ребята, овладевшие ментальной арифметикой, считают примеры в уме. Это просто скучно для них.
Представьте себе ситуацию, когда папа, окончивший мехмат, пытается объяснить второкласснику принцип решения уравнений. Поверьте, на это лучше не смотреть. Все будет очень сложно, и частенько неверно.
На занятиях ментальной арифметикой ребята быстро добиваются отличных результатов в счете двузначных и трехзначных чисел. И когда планка возрастает до тысяч, то при возвращении к простым примерам у ребенка иногда бывает ступор: «Как это здесь получилось всего 22».
На занятиях ментальной арифметикой всегда есть куда стремиться: считать быстрее, чем сверстники, решать быстрее, чем ты сам в прошлый раз.
В школе в этом плане более постепенный темп, не обязывающий ни к каким достижениям.
Занятия ментальной арифметикой прокачивают мозг, учат полушария взаимодействовать на постоянной основе, развивают воображение, мышление, логику и память. Нужны они или нет? Это решать только вам.