Иногда санки — это не просто забава. А настоящий нейротренажер.

Зима — это время веселья, раскрасневшихся щек, веселых спусков с горы и баталий снежками. Думаете все это просто детские забавы? А вот и нет! Нейропсихологи уверены, что зимние забавы чрезвычайно полезны для развития мозга.

Не верите?  Нейропсихолог детского центра SmartyKids Красногорск Светлана Новикова собрала для нас 10 зимних забав, которые только на первый взгляд – дуракаваляние, а на самом деле настоящая гимнастика для мозга.

Важно понимать, что любые игры на свежем воздухе в принципе будут нейропсихологическими, поскольку они учат мозг ориентироваться в пространстве, помогают совершенствовать вестибулярный аппарат, прокачивают координацию движений, выстраивают схему тела и, конечно же, насыщают мозг кислородом.

Строительство и лепка из снега

Зимой только самый ленивый не лепит снеговиков. Дети даже родителей заряжают своим энтузиазмом, так что во дворах разрастаются семейки снеговиков и снеговичек в ярких шарфах и с морковками и шишками вместо носа.

Однако снеговик – это слишком просто.  Можно строить снежные крепости (они, кстати, пригодятся для остальных игр), или лепить более реалистичные фигуры. Попробуйте слепить собаку, динозавра, белку или зайца. Или даже не слепить, а вылепить их на дереве или заборе.

А еще можно внести элемент соревнования, предложив детям на время катать снежные шары для будущих скульптур. Это мотивирует развивать скорость и оттачивать точность движений.

В чем польза?

Любую снежную скульптуру можно хорошенько полить водой, и тогда она при сильном морозе превратится в ледяную. А еще можно прихватить с собой разведенную гуашь в пульверизаторах и сделать все свои арт-инсталляции цветными.

Снежные баталии и салочки снежками

Вы же помните про крепость, которую мы построили? Самое время устроить ее захват. Для этого понадобятся снежки, бесконечное количество снежков.  Можно конечно использовать новомодные снежколепы и снежкометы, но с точки зрения развития куда лучше использовать варежки, вернее руки в них. Лепка снежков – это оттачивание скорости и точности движений, а также моторики пальцев. А обстрел – меткость и скорость реакции.

А если совместить битву снежками с салочками, когда вода может осалить игрока только снежком, то это получается двойная нагрузка для мозга. Нужно одновременно координировать себя в пространстве, отслеживать движения противника, уворачиваться от обстрела или наоборот вести прицельный обстрел. В такие моменты игры оба полушария мозга работают слаженно и на максимуме.   

Салки-ёлочки

В какой-то степени — это зимний вариант колдунчиков. Вы же помните, что нейропсихологические игры они нередко не только про динамику, но и про статичность положения?

Это как раз тот случай.

С одной стороны, это просто салочки. Есть очерченная зона для игры, границы можно утоптать или провести палочкой по снегу. Есть вода, который салит остальных. Но у игроков есть одна маленькая возможность уйти от преследования – превратиться в елочку. Для этого нужно замереть на одном месте: руки в стороны, ноги вместе. Попробуйте зафиксироваться в таком положении надолго. А если разнообразить положение тем, что нужно еще и закрыть, например, глаза, то положительный эффект станет еще выше.

Для продвинутых можно предложить совместить салки-елочки с упражнением Пола Денисона «Крюки», когда тот, кто хочет спрятаться в домике, встает перекрещивая ноги и руки определенным образом, а глаза смотрят наверх.

Нередко родители выступают резко против чересчур активных игр зимой на улице. Вспотеют, перегреются, холодным воздухом надышатся, поскользнутся…  Тогда можно предложить чуть более спокойную беготню.

Два Мороза

Для этой игры потребуется два ведущих. Можете прихватить с собой две шапки: синюю и красную или варежки, чтобы отличать ведущих от остальных. Особой популярностью пользуются клоунские носы, особенно если удастся найти, и красный, и синий.  

Для игры отводится очерченная площадка. Это к вопросу определения себя в пространстве, развитии глазомера и вестибулярного аппарата. И по краям площадки – домики, в которых и живут игроки. Вот только им периодически нужно сменить домик на противоположный, то есть перебежать площадку, которую патрулируют Два Мороза.

А теперь представьте, что происходит в мозге в тот момент, когда нужно совершить рывок. Нужно уследить одновременно за двумя движущимися объектами, рассчитать траекторию движения, скоординировать свой бег, мельком отследить, как двигаются другие. Невероятная многозадачность для мозга. 

Но и это еще не все. Тот, кого Мороз осалит, должен замерзнуть на месте в той позе, в которой его поймали. Если нарушить положение, — автоматически превращаешься в Мороза.

Царь-горы

Прежде чем начинать эту игру необходимо провести инструктаж детей: толкаться и пинаться ногами строго запрещено.  А в идеале нужен взрослый, который будет следить за выполнением правил.

Смысл очень простой: нужно покорить гору, то есть забраться на нее первым, а после этого удержать свое царство, не давая забраться остальным. Вот только как же сталкивать преследователей и при этом удержаться на месте самому?

Это отличная тренировка вестибулярного аппарата и целый комплекс упражнений на владение своим телом, которые помогают выстроить схему тела и определить его место в пространстве. А за все это отвечает мозг. Так что даже в момент такой, казалось бы, веселой незатейливой возни, он будет работать на максимальных оборотах.

Эстафета

Если детей немного, сделайте из них две команды с равным числом участников. Если много, то больше. Проведите две черты на расстоянии одна от другой 10-20 метров (это зависит от возраста участников – чем младше, тем ближе, чтобы дети не растеряли интерес).

 У одной черты друг за дружкой стоят обе команды. По одному ребенку от каждой команды садятся на санки или ледянку, а другой везет его до второй черты, поворачивает и везет обратно. Потом он садится в санки/на ледянку, а следующий игрок везет его от черты до черты. И так, пока не будут перевезены все участники. Победа, разумеется, достанется самым быстрым.

В чем польза?

Основными моментами здесь становятся работа в команде, умение координировать свои движения, продумать стратегию для группы, ведь если санки с самым старшим и крупным членом группы, повезет самый юный и стройный, то вряд ли удастся достигнуть результата. А для каждого отдельного участника это умение быть ответственным, контролировать себя, уметь распределять свою энергию и силы. А это все, как вы понимаете, пригодится не только в школе, но и на любых соревнованиях, да и во взрослой жизни в работе.

Перетягивание

Проводится граница (черта). И на расстоянии 2-3 метров друг напротив друга и на равном расстоянии от черты ставится пара санок или ледянок. Желательно одинаковых, чтобы не возникало споров из серии: «у тебя тяжелее», «у тебя она скользит лучше» и т.д.

На санки садится по одному ребенку лицом друг к другу и берутся за веревку от санок соперника. Ноги участников, это важно, не должны касаться земли – упираться в нее запрещено.

Смысл игры: перетянуть санки противника через проведенную черту, то есть полностью на свою сторону.

В чем польза?

Вся суть этого упражнения в правильном балансе и приложении силы. Для этого потребуется детальное понимание, как именно управлять своим телом, чтобы добиться нужного результата. Помогает в построении картины тела, а также развивает логику, поскольку есть несколько способов победить, и в большинстве из них сила вовсе не важна.

Самый сильный

 Если детей немного, сделайте из них две команды с равным числом участников, если много, то больше. Проводится черта – финишная линия. На расстоянии нескольких метров от нее ставятся санки/ледянки, на которые спиной один к другому садятся по два соперника (участники разных команд). Игроки одной команды сидят лицом к финишу, второй – спиной к нему.

Используя только ноги, одни участники (сидящие лицом к черте), должны стараться достичь финиша, а их соперники – не дать им этого сделать.

Это соревнования на время (оптимальный вариант – до 5 минут). Выиграть можно, перетолкав санки/ледянку за линию финиша или не дав это сделать. Когда время истечет, подсчитываются индивидуальные выигрыши/проигрыши, а потом из них складывается командный результат.

В чем польза?

Здесь задействованы контроль собственного тела, умение распределять энергию, концентрация внимание и своих усилий на достижение результата, точность и скорость, а также выносливость и способность сохранять боевой настрой (то есть сохранять и удерживать внимание) ведь от победы отделяет совсем немного, но надо поймать момент, когда противник устанет или отвлечется, чтобы превзойти оппонента.

Самый быстрый

На ровной площадке, покрытой утоптанным снегом, проводят на расстоянии нескольких метров друг от друга две черты – это старт и финиш. На каждые санки садится по паре игроков из одной команды, но обязательно спиной друг к другу. После команды «Старт» они начинают отталкиваться ногами, стараясь быстрее достигнуть финиша. Первая пара, которая сумела подружить ноги друг друга и достигнуть финишной черты и становится победителем.

В чем польза?

Работа в команде, координация движений, построение образа тела, распределение усилий, развитие умения контролировать себя, умение подстраиваться и работать в команде.

Снежный ангел

Эта детская забава только кажется глупой и смешной. А на самом деле это полноценное дыхательное упражнение на расслабление и концентрацию движений и внимания. Чтобы ангел получился именно таким, каким надо, нужно синхронно двигать руками и ногами. А потом очень аккуратно встать, не нарушив картину.

Эта игра – отличное завершение всех эстафет, баталий и покорения горы.

Играйте, не мерзните, растите гениев.