Если удастся сдержать хотя бы половину, очередной учебный год пройдет без сучка и задоринки, но каштаны в три часа ночи возможно все-таки пилить придется.
Даже учителя в школе уже открыто говорят о том, что необходимо объяснять детям, что оценки не главное. Оценка – это просто цифра, нужная для отчетности. И со знаниями она связана крайне мало. Определите, что для вас важнее: пятерки в электронном дневнике или любознательный ребенок, который знает, чего он хочет и умеющий учиться и получать знания.
Перфекционизм и синдром отличника еще никого не сделали счастливым. Тратить по три часа на выведение идеальной буквы? Лучше записаться на курс каллиграфии, освоить скоропись и тратить высвободившееся время на чтение, интересные лекции и посещение музеев.
Учеба лишь тогда приносит радость и знания, которые действительно откладываются в голове, когда ребенок становится субъектом обучения. Он должен сам отвечать за свои уроки. Задача родителя проконтролировать выполнение. Качество – зона ответственности школьника.
Стихотворение Агнии Барто «драмкружок, кружок по фото» стало мемом. Еще бы. Гонка вооружений знаниями и скиллами в самом разгаре. Родители норовят уместить в 7 дней недели и спорт, и музыку, и программирование, и финансовую грамотность, и историю искусств, и биологию и еще массу всего. А ведь у ребенка еще и школа, и домашние задания. Результат: через пару месяцев ребенок выгорает и ему не хочется вообще ничего. А родители заламывают руки, обвиняют ребенка в лени и плачут над потраченными деньгами.
Определите вместе с ребенком, чему он действительно хочет научиться. Что приносит ему радость. Добавьте щепотку спорта по вкусу (ролики, скейт и скалолазание – это, кстати, тоже спорт, а вовсе не развлечение), и что-то действительно важное: язык, который пригодится ему в будущем, или прокачка какого-то скилла, то же скорочтение, например, которое позволит быстрее и эффективнее осваивать школьную программу.
Чем вы любите заниматься в выходные? Поваляться на диване, побегать или поплавать в свое удовольствие, погулять или походить по магазинам. Отдохнуть от работы и рутины одним словом. Тогда почему вы думаете, что ребенку это не нужно? Он как и вы трудился всю неделю: обрабатывал невероятное количество новой информации, решал в столбик и в уме, писал диктанты. Он имеет полное право так же, как и вы, валяться на диване, ничего не делать и просто отдыхать.
Гложет чувство вины за безделье? Смотрите пункт про перфекционизм. Расслабьтесь, посмотрите вместе кино или почитайте книгу. И да, просто быть рядом – это тоже действие, очень важное для ребенка между прочим.
Школа не делает из ребенка взрослого. Игры нужны детям вплоть до подросткового возраста, а многие игры идут с нами и вовсе через всю жизнь.
Игра – это безопасное, комфортное, привычное пространство для ребенка. Пространство, позволяющее подзарядиться, восстановиться, переработать накопленные в школе эмоции.
Каждый день у ребенка должно быть время поиграть. И не после того, как он сделает все уроки. А «до». Просто обговорите правила игры, то есть время на нее, заранее.
Прогулки, беготня, гонки на самокатах, игры в мяч – это жизненная необходимость. И если совсем-совсем нет времени, то хотя бы позволяйте ребенку выплеснуть всю энергию по дороге из школы. Прихватите с собой мяч и покидайте друг другу, пока обсуждаете, что нового он узнал за день в школе. Пройдитесь другим маршрутом до бассейна. А еще лучше выделите час перед сном просто побродить и поболтать.
Нет, собаку для этого заводить вовсе не обязательно.
Понятно, что все хотят своим детям самого лучшего и готовы возить в лучшую школу города час туда и два обратно. И с дополнительными занятиями также. Но вы уверены, что логистику нельзя выстроить иначе?
Проводить в транспорте львиную долю дня, часы, которые можно потратить на игры, чтение, прогулки. Они действительно стоят тех 45 минут рисования или программирования, на которые вы возите подрастающего гения?
Это не значит, что вы будете делать за него домашние задания. Этот пункт мы уже рассмотрели. А вот помочь освоить power point или keynote, чтобы он сам мог делать презентации по окружающему миру, найти в помощь носителя языка, с которым он будет играть, болтать и подтягивать язык по дороге из школы, освоить вместе мнемотехники, позволяющие учить стихи не по пять часов – да.
Это самое сложное. Найти время и силы, чтобы прислушаться к своему ребенку, увидеть и услышать, что ему действительно сейчас по душе, а что вызывает у него грусть, понять, почему ему не дается спряжение глаголов вместо того, чтобы злиться на учителя, ребенка и систему русского языка.
Начните с того, что в следующий раз, когда будете забирать ребенка из школы, уберите телефон подальше, захватите мяч и бросьте ему с вопросом: «Назови 3 новые вещи, которые ты сегодня узнал».
Мы часто даем себе обещания: похудеть к лету, начать питаться правильно, ложиться спать вовремя, начать учить язык и многие другие. И еще чаще мы их не сдерживаем. А от детей требуем выполнения всего и вся. Попробуйте сдержать хотя бы часть школьных обещаний вместе, и ваша жизнь качественно изменится к лучшему.