Если удастся сдержать хотя бы половину, очередной учебный год пройдет без сучка и задоринки, но каштаны в три часа ночи возможно все-таки пилить придется.

Вы тоже представляете себе календарь исключительно как страницы школьного дневника? Добро пожаловать в лагерь тех, для кого новый год начинается 1 сентября. А раз так, то самое время торжественно дать обещания на учебный год.

«Я, как родитель школьника, торжественно клянусь»:

«Не придираться к оценкам»  

Даже учителя в школе уже открыто говорят о том, что необходимо объяснять детям, что оценки не главное. Оценка – это просто цифра, нужная для отчетности. И со знаниями она связана крайне мало.  Определите, что для вас важнее: пятерки в электронном дневнике или любознательный ребенок, который знает, чего он хочет и умеющий учиться и получать знания.

«Не заставлять писать в черновике и переписывать на чистовик»

Перфекционизм и синдром отличника еще никого не сделали счастливым. Тратить по три часа на выведение идеальной буквы? Лучше записаться на курс каллиграфии, освоить скоропись и тратить высвободившееся время на чтение, интересные лекции и посещение музеев.   

«Не сидеть с ним над уроками часами»

Учеба лишь тогда приносит радость и знания, которые действительно откладываются в голове, когда ребенок становится субъектом обучения. Он должен сам отвечать за свои уроки. Задача родителя проконтролировать выполнение. Качество – зона ответственности школьника.  

«Не загружать внеурочкой сверх меры»

Стихотворение Агнии Барто «драмкружок, кружок по фото» стало мемом. Еще бы. Гонка вооружений знаниями и скиллами в самом разгаре. Родители норовят уместить в 7 дней недели и спорт, и музыку, и программирование, и финансовую грамотность, и историю искусств, и биологию и еще массу всего. А ведь у ребенка еще и школа, и домашние задания. Результат: через пару месяцев ребенок выгорает и ему не хочется вообще ничего. А родители заламывают руки, обвиняют ребенка в лени и плачут над потраченными деньгами.  

Определите вместе с ребенком, чему он действительно хочет научиться.  Что приносит ему радость. Добавьте щепотку спорта по вкусу (ролики, скейт и скалолазание – это, кстати, тоже спорт, а вовсе не развлечение), и что-то действительно важное: язык, который пригодится ему в будущем, или прокачка какого-то скилла, то же скорочтение, например, которое позволит быстрее и эффективнее осваивать школьную программу.

«Оставить ребенку выходные»

Чем вы любите заниматься в выходные? Поваляться на диване, побегать или поплавать в свое удовольствие, погулять или походить по магазинам. Отдохнуть от работы и рутины одним словом. Тогда почему вы думаете, что ребенку это не нужно? Он как и вы трудился всю неделю: обрабатывал невероятное количество новой информации, решал в столбик и в уме, писал диктанты. Он имеет полное право так же, как и вы, валяться на диване, ничего не делать и просто отдыхать.

Гложет чувство вины за безделье? Смотрите пункт про перфекционизм. Расслабьтесь, посмотрите вместе кино или почитайте книгу. И да, просто быть рядом – это тоже действие, очень важное для ребенка между прочим.

«Обеспечить свободное время для игры»

Школа не делает из ребенка взрослого. Игры нужны детям вплоть до подросткового возраста, а многие игры идут с нами и вовсе через всю жизнь.

Игра – это безопасное, комфортное, привычное пространство для ребенка. Пространство, позволяющее подзарядиться, восстановиться, переработать накопленные в школе эмоции.

Каждый день у ребенка должно быть время поиграть. И не после того, как он сделает все уроки. А «до». Просто обговорите правила игры, то есть время на нее, заранее.

«Выгонять на улицу»

Прогулки, беготня, гонки на самокатах, игры в мяч – это жизненная необходимость. И если совсем-совсем нет времени, то хотя бы позволяйте ребенку выплеснуть всю энергию по дороге из школы. Прихватите с собой мяч и покидайте друг другу, пока обсуждаете, что нового он узнал за день в школе.  Пройдитесь другим маршрутом до бассейна. А еще лучше выделите час перед сном просто побродить и поболтать.

Нет, собаку для этого заводить вовсе не обязательно.

«Не жить с ребенком в машине»

Понятно, что все хотят своим детям самого лучшего и готовы возить в лучшую школу города час туда и два обратно. И с дополнительными занятиями также. Но вы уверены, что логистику нельзя выстроить иначе?

Проводить в транспорте львиную долю дня, часы, которые можно потратить на игры, чтение, прогулки. Они действительно стоят тех 45 минут рисования или программирования, на которые вы возите подрастающего гения?

«Помогать и поддерживать»

Это не значит, что вы будете делать за него домашние задания. Этот пункт мы уже рассмотрели. А вот помочь освоить power point или keynote, чтобы он сам мог делать презентации по окружающему миру, найти в помощь носителя языка, с которым он будет играть, болтать и подтягивать язык по дороге из школы, освоить вместе мнемотехники, позволяющие учить стихи не по пять часов – да.   

«Слушать и слышать»

Это самое сложное. Найти время и силы, чтобы прислушаться к своему ребенку, увидеть и услышать, что ему действительно сейчас по душе, а что вызывает у него грусть,  понять, почему ему не дается спряжение глаголов вместо того, чтобы злиться на учителя, ребенка и систему русского языка.

Начните с того, что в следующий раз, когда будете забирать ребенка из школы, уберите телефон подальше, захватите мяч и бросьте ему с вопросом: «Назови 3 новые вещи, которые ты сегодня узнал».

Мы часто даем себе обещания: похудеть к лету, начать питаться правильно, ложиться спать вовремя, начать учить язык и многие другие.  И еще чаще мы их не сдерживаем. А от детей требуем выполнения всего и вся. Попробуйте сдержать хотя бы часть школьных обещаний вместе, и ваша жизнь качественно изменится к лучшему.