Родителю важно во время занятий и игр не быть отстраненным зрителем, а наоборот, принимать активное участие в играх, демонстрируя свои эмоции. Радость, восторг, удивление — это должно читаться по вашему лицу. Активное проявление эмоций тренирует социальный интеллект ребенка. Он научается понимать, то что происходит с другими, а потом и с ним самим. Свобода и теплая атмосфера в семье стимулирует творчество. И тренирует воображение в том числе!
Воображение — процесс создания новых образов на основе старых. Придумывание того, чего нет. Воображение позволяет взрослому воссоздать результат деятельности еще до ее начала, прокрутить в уме предстоящее событие, а ребенку — представить себя во время игры летчиком, моряком, учителем или придумать фантастические миры и путешествия. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. По мере накопления ребенком жизненного опыта, его мышление все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может проделывать действия в уме.
Какие свойства есть у воображения?
- Яркость и отчетливость
- Реалистичность
- Контролируемость
- Степень активности образов
Яркость и отчетливость – человек может просто думать о каком-то предмете, которого сейчас нет перед глазами, но представить его столь живо, что образ будет неотличим от реального объекта.
Пример: вы можете детально и ярко представлять ремонт, который вы хотите сделать в своей квартире.
Реалистичность – приближенность образов к реальным объектам и действиям.
Пример: вы ставите цели на год и корректируете их исходя из собственных возможностей.
Контролируемость – это возможность менять содержание процесса воображения. А также влиять на отдельные параметры образов воображения по собственному усмотрению.
Пример: придумывая космический корабль, ребенок совершенствует строение кабины..
Степень активности образов – это способность придуманных образов регулировать поведение и быть мотивацией в деятельности.
Например: детская мечта о собаке толкает ребенка к тому, что он договаривается с родителями о регулярном утреннем подъеме.
Как проводить совместные игры и занятия?
- Обеспечивайте ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давайте ему прямых инструкций, помогайте действовать независимо.
- Будьте доброжелательны, откажитесь от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно, можете только чуть-чуть помочь им.
- Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем и предлагайте детям, возникающие у них проблемы, решать творчески.
- Пробуйте разные варианты деятельности.
- Поощряйте ребенка задавать вопросы и отвечайте на них.
Полезные игры на развитие воображения:
«Сочиняем собственные истории»
Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочитанной любимой книжкой. Пусть ребенок попытается вообразить, что случилось с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами.
«Наблюдаем за окружающим миром»
Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите ребенка помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее. В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть ребенок подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения.
«Ситуативные игры»
Хорошо развивает фантазию игра по ролям. Но нужно, чтобы ребенок осознавал имитируемую ситуацию. Если ребенок хоть один раз посещал доктора, он знает, чем занимается врач, и можно поиграть с ним в больничку. Например, вы будете пациентом, а ребенок – доктором, который осматривает и определяет диагноз. Потом можно попробовать наоборот. Также возможно играть в педагога и учащегося, продавца и покупателя, водителя автобуса и пассажира и многое другое.
«На природу!»
На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите ребенка вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.
Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.