Сегодня само понятие «Болонская система образования» у многих на слуху. Основная причина заключается в том, что 6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило, что все отечественные высшие учебные заведения перестают в ней участвовать.

В обществе есть много споров о том, оказывает ли сама Болонская система положительное влияние на образование. Так видные деятели науки и образования не раз говорили о том, что с переходом на нее общий уровень качества обучения стал снижаться.

В этом материале мы ответим на вопрос о том, что такое Болонская система, какая у нее история, в чем преимущества и недостатки. Также рассмотрим, есть ли сегодня значимые альтернативы подобному процессу.

Что такое Болонская система образования

Болонская система образования
Болонская система образования

Само название система получила от Болонского процесса. Так называют движение, которое направлено на формирование пространства высшего образования, способного объединить все европейские страны.

При этом предполагается, что страны, принимающие участие в движении, должны перейти на унифицированную образовательную систему. Единый стандарт в этой области, по замыслу создателей, помог бы устранить большинство проблем, которые связаны с расхождением программ.

История формирования Болонской системы образования

Чтобы лучше понять, на чем сформирована эта система, стоит обратить внимание на ее историю. Название движения пошло от самого старого в мире Болонского университета. Отмечая 900-летнюю годовщину с момента своего образования в 1986 году учебное заведение подготовило Хартию. Она была направлена на то, чтобы унифицировать образовательные стандартны в разных странах, сделать преподавательский, научный и студенческий состав существенно более мобильным и гибким.

Официально Хартия был подписана в Болонье в 1988 году. С тех пор к ней стали присоединяться различные вузы в более чем 90 странах по всему миру.

Хартия включает несколько главных принципов:

  • Университеты должны быть автономными и независимыми.
  • Исследования и преподавание – это процессы, которые невозможно разделить.
  • Университетская среда должна быть избавлена от нетерпимости, а профподготовка и проведение исследований должны проходить в атмосфере свободы.

В соответствии с документом, университеты должны быть очагами гуманизма, которые могли бы сохранять и преумножать его. При этом сами вузы должны работать, отвергая различные границы – как политические, так и географические.

Формирование Болонской системы отражает процесс европейской интеграции. Страны стремились повысить уровень качества образования и при этом обеспечить возможность использования унифицированных программ.

Интересен тот факт, что сами создатели системы не придумали ничего уникального. Аналогичные постулаты существовали в Европе еще со средневековых времен. Тогда подготовка разделялась на три этапа. На начальном предполагалось изучение только риторики, логики и грамматики. Те, кто смогли продвинуться на средний этап, начинали изучение точных наук и музыки.

Если же студент смог подняться до высшего уровня, он получал доступ к наукам, которые в те времена считались «благородными». Это такие дисциплины, как богословие, юриспруденция и философия.

Особенности обучения по Болонской системе

Сходство современной системы со средневековой заключается в использовании трехэтапной системы обучения. Как говорят специалисты, процесс должен строиться по формуле «3+2+2». К этапам относятся:

  • Начальный. На первой ступени студенты получают наиболее широкие знания и становятся бакалаврами. Система оставляет простор для выбора продолжительности. Она может меняться в зависимости от вуза. Стандарт – три года, но иногда учатся и четыре.
  • Средний. Это магистратура, которая помогает получить узкоспециализированные знания. При этом допускается изучение смежных специальностей с той, что заявлена основной. Стандартное время подготовки по формуле Болонской системы составляет два года, но здесь тоже есть свобода выбора. В мире на магистров учат от одного года до трех.
  • Высшая. Переход на высшую ступень обучения помогает получить статус доктора или иную научную степень. Если рассматривать этот этап в контексте российского преподавания, то мы имеем дело с аспирантурой. Стоит также различать этот этап со стандартной докторантурой.

Положения Болонской системы

Но использование трехэтапной системы обучения – не единственная особенность рассматриваемой нами системы. Мы уже говорили, что весь процесс направлен на унификацию, так что бы разработан еще ряд значимых положений.

  • Сопоставимость и внятность научных степеней. Это нужно для обеспечения мобильности студентов, выпускников, научных работников и преподавателей. К любому диплому обязательно должно готовиться пояснение. Оно раскрывает суть полученного конкретным человеком образования.
  • Использование магистратуры и бакалавриат. При этом нужно использовать принцип поступательности, когда человек может перейти на следующую ступень только после полного прохождения предыдущей. Таким образом удается унифицировать понятие квалификации и существенно упростить задачу нанимателям.
  • Внедрение системы кредитов. Речь идет про ECTS (Европейская система перевода и накопления баллов). По задумке она направлена на то, чтобы студенты стали значительно более мобильными. Баллы показывают успешность учебы студента, его личную активность. Таким образом удается отсеивать студентов, которые много пропускали и учились спустя рукава. Исключается ситуация, когда человек не посещает весь семестр, экстренно учит перед экзаменом и получает отличную оценку. Предполагается, что баллы условно конвертируются в учебные часы. Один балл может быть равен от 25 до 30 учебным часам. Набрали 60 – можно завершить год. Накопление проводится разными средствами – их дают за посещаемость, подготовку заданий, ответы на семинарах. При этом в разных странах соотношение баллов и часов может сильно отличаться.

Преимущества Болонской системы

За время своего использования подобный подход показал массу преимуществ. К ним относятся такие, как:

  • Использование универсальных международных стандартов. Это важно в мире, где люди часто переезжают между странами и получают существенно больше профессиональной мобильности. Таким образом система позволяет отвечать на все нужды глобализации.
  • Использование единой системы высшего образования. Таким образом упрощается внедрение новых, более актуальных программ и расширение научного знания.
  • Возможность студентов перемещаться как между вузами, так и между странами. При этом мобильными становятся и сами преподавали, научные сотрудники.
  • Доступность формирования индивидуального учебного плана. На него уже не влияют различные внешние факторы, можно формировать программу в зависимости от того, какие есть у конкретного человека интересы, сильные стороны.
  • Повышение качества образования. Достигается за счет увеличения конкуренции как между вузами, так и студентами на международной арене.

Минусы Болонской системы и ее критика

Со стороны может показаться, что система не имеет слабых сторон, но она очень часто критиковалась как в России, так и в Европе.

Вот лишь несколько ключевых минусов:

  • Сложность при составлении учебного плана. Если студент формирует его сам, без куратора, может потеряться целостность, системность подготовки. В результате выпускник будет не востребован среди преподавателей.
  • Предвзятое отношение к бакалавриату и сегрегация. Введение деления высшего образования на ступени создает у многих представление о неполноценности диплома о прохождении бакалавриата. В результате человек с хорошими навыками оказывается невостребованным или получает меньшую зарплату, чем магистры. С этим особенно часто сталкиваются в Европе.
  • Потеря индивидуальности образования. Стремление к унификации убивает уникальные методы преподавания и контроля студента, которые во многих вузах создавались десятилетиями. Ставка делается на то, чтобы зубрить материал. При этом выпускник остается неспособен мыслить критически, ставить правильные вопросы. Во многом здесь критика схожа с той, что можно услышать в отношении ЕГЭ.
  • Отток специалистов. Когда все унифицировано, выпускники неизменно стремятся к лучшей жизни. В итоге лучшие получают образование дома, но работать едут в более развитые страны. Это не оказывает никакого положительного влияния на саму страну подготовки бакалавра, магистра или человека с ученой степенью. Некоторые специалисты говорят, что таким образом самые обеспеченные страны создали все условия в свою пользу для «утечки мозгов».

Альтернативы Болонской системы и ситуация в России

Альтернативы Болонской системы и ситуация в России

Так как Россия больше не является участницей Болонского процесса, многие задаются вопросом о том, что будет дальше. Как отмечают эксперты, самым вероятным станет возврат к специалитету, который использовался во времена СССР и был постепенно упразднен начиная с 2000 года. Он предполагает, что человек учится по специальности на протяжении 5-6 лет и при этом проходит курс из сплава практики и теории. В результате выдается диплом специалиста.

Критики такой программы говорят про ее излишнюю консервативность. По их мнению, в результате удается получить выпускника с минимальным набором реальных практических знаний, повышающих востребованность на рынке труда.

Но есть у специалитета и положительные стороны. Это более сконцентрированное образование, которое позволяет получить хорошо подготовленного работника. Весь вопрос здесь заключается в выборе направления, для которого его нужно готовить, актуальности навыков к моменту, когда человек выпустится из вуза.

Пока мы не знаем, как именно будет развиваться российское образование далее, предложит ли оно специалитет или сформирует особую систему, на которую предстоит переходить на протяжении многих лет. Остается только ждать и изучать официальные новости.