Когда ребенок отправляется в школу, всегда хочется помочь ему и максимально облегчить учебный процесс. Особенно когда мы видим, сколько домашней работы задают и как сложно иногда приходится ученикам.

Многие родители попадают в ловушку – они начинают делать уроки вместе с детьми, те сильно полагаются на них и потому уже не представляют самостоятельного выполнения домашней работы. Это опасная ситуация, потому что она отучает ребенка полагаться на свои силы, создает заблуждение, что ему постоянно кто-то будет помогать.

Если и вы оказались в положении, когда ребенок не может выполнять уроки без вашей помощи, не стоит отчаиваться. Есть несколько методов, которые помогут найти выход из этой непростой ситуации.

Девочка делает уроки самостоятельно


Поймите, в чем суть проблемы

В первую очередь стоит понять, по какой именно причине ребенок не хочет делать домашнюю работу сам.

Среди наиболее часто встречающихся случаев:

  • Лень.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Неспособность контролировать рабочее время и составлять график.
  • Слишком большая уверенность в помощи родителей.

Если понять, почему у школьника случаются трудности, найти выход из ситуации станет значительно проще.

Поймите, в чем суть проблемы


Формирование правильной мотивации – первый шаг к самостоятельности

Многие школьники, столкнувшись с большим объемом домашней работы просто не могут понять, для чего именно им нужно заниматься всем этим. Кажется, что окончание школы и взрослая жизнь очень велики, есть соблазн махнуть на все рукой и начать отлынивать.

Родителям крайне важно формировать у школьника позитивную мотивацию к тому, чтобы делать уроки.

И подходов здесь множество:

  • Прямой разговор. Важно понимать, что это работает не со всеми школьниками, потому что призывает к их пониманию и сознательности. Нужно открыто поговорить с ребенком о важности учебы, его перспективах в случае получения хороших оценок. Говорить при этом нужно на понятном языке. Первоклассник вряд ли поймет преимущества покупки квартиры без ипотеки, а вот возможность купить все игрушки или сладости, какие он хочет, станет значительно более понятной и близкой.
  • Материальная мотивация. Это довольно спорная тема в сообществе педагогов, психологов и родителей. Нужно ли поощрять ребенка за хорошую учебу и выполнение домашнего задания самостоятельно? Многие говорят, что да. Это помогает зафиксировать в восприятии школьника понимание того, что труд всегда должен вознаграждаться.
  • Постановка дедлайнов. Некоторых школьников мотивирует понимание наличия крайнего срока по выполнению задачи. Но ставить их нужно с учетом особенностей каждого ребенка. Кто-то работает быстро, кто-то медленно. Нарушать эти ритмы нельзя, потому что есть риск создания психологического дискомфорта и настоящей ненависти к учебе.

Как исправить неуверенность в своих силах

Многие дети думают, что без помощи родителей попросту не смогут справиться со всем объемом домашней работы. Корень обычно кроется в непонимании собственного потенциала и неуверенности в том, что сам школьник может решить все примеры правильно.

Причинами проблемы может быть множество:

  • Родители слишком многое брали на себя при выполнении домашней работы, буквально решали ее за ребенка.
  • У школьника плохие оценки по определенным предметам, они кажутся ему недосягаемо сложными в изучении.
  • Кто-то сильно понижает самооценку ученика – это могут быть как родители, так и школьные учителя.

Важно показать школьнику, что он может справиться со всеми примерами своими силами и в этом нет ничего сложного. Стоит начинать от простого к сложному, постоянно мотивировать, хвалить ребенка.

В первое время имеет смысл все же оказывать помощь с домашней работой. Но делать это стоит очень дозированно, постепенно уменьшая уровень своего участия в процессе.

Правильное планирование и снижение психологического дискомфорта

Мы подошли к теме, которая очень часто становится причиной неспособности ребенка делать всю домашнюю работу самостоятельно. И это – неспособность планирования.

Стоит задать себе вопрос о том, так ли много есть взрослых людей, которые действительно могут спланировать свой день? Большинство из нас действует на автоматизме, старается удержать большинство задач в памяти. В результате в конце дня мы понимаем, что многое забыли, что-то не успели, а что-то и вовсе не сделали. Это приводит только к одному результату – сильной фрустрации, ощущению того, что все валится из рук и ни на что не остается времени.

Причина проблемы в том, что ни в школе, ни в домашнем кругу нас не учат планированию. Отсюда и появляется тот самый хаос в делах, на который жалуются очень многие.

Если правильно подойти к вопросу планирования, можно заметно упростить выполнение школьником домашней работы.

Правильное планирование и снижение психологического дискомфорта


Вот несколько ключевых факторов составления правильного графика:

  • Используйте наглядные средства напоминания. К примеру, можно повесить в комнате доску, на которой будут отмечаться все домашние задания, а также время, которое требуется на их выполнение. Важно прописать, во сколько и в какой день будут делаться разные уроки. Тогда школьник постоянно будет понимать, какой объем заданий ему требуется выполнить сегодня, сколько времени предстоит потратить.
  • Старайтесь не оставлять ни одного буднего дня без заданий. Это исключит ситуацию, в которой они только постоянно накапливаются прямо как снежный ком. Если даже есть возможность что-то отсрочить – не делайте этого. Распределяйте нагрузки равномерно.
  • При составлении графика учитывайте чередование простых и сложных задач. Нельзя постоянно работать только с самыми сложными уроками или крупными заданиями. Это приводит к быстрому выгоранию и потере мотивации, с которыми будет очень сложно справиться.
  • Используйте наглядные отметки уже выполненных учеником работ. К примеру, если вы ведете компьютерную таблицу, стоит закрашивать решенное определенным цветом. Если рисуете таблицу на доске или листе бумаги, зачеркивайте выполненное. Это дает очень важное понимание движения вперед и ощущения того, что все нужные работы уже были успешно выполнены.
  • Грамотно подходите к распределению времени. Нужно четко понимать, сколько времени уходит у ребенка на определенную задачу. Сроки необходимо ставить с запасом, чтобы учесть различные задержки и другие потенциальные сложности.
  • Строго контролируйте перерывы. Каждый час нужно делать перерыв не менее 15 минут. При этом важно понимать, чем именно заполняется время отдыха. Не стоит сразу браться за гаджет. Лучше сделать гимнастику, немного прогуляться или хотя бы выйти на балкон, подышать свежим воздухом.
  • Проверяйте результаты. Это особенно важно на первых этапах, пока ребенок еще не научился работать по расписанию. Есть большой риск, что школьник будет отлынивать во время выполнения домашней работы. Дисциплину здесь стоит устанавливать жестко, потому что это только поможет в будущем.

Именно в школьные годы можно привить ребенку крайне полезные навыки планирования, которые в будущем помогут правильно распределять и нагрузку на работе.

Не забывайте о создании удобного рабочего места

Практика показывает, что иногда у детей бывают проблемы с домашней работой по причине того, что им попросту неудобно заниматься. Нужно обратить внимание на то, как обустроено рабочее место школьника.

Среди рекомендаций:

Удобное рабочее место ребенка
  • Создайте удобную систему хранения. Все письменные принадлежности, учебники, тетради – это должно быть под рукой, аккуратно сложено. Установите за правило, чтобы после выполнения домашней работы ребенок складывал все на место и наводил порядок на своем столе.
  • Обратите внимание на освещение. Оно должно быть ровным и стабильным, освещать всю рабочую поверхность столешницы. Хорошее решение – установить настольную лампу с функцией регулировки. Если она будет работать на светодиодах, за качество можно будет не беспокоиться.
  • Выбирайте удобное сидение. Учитывайте то, на каком стуле сидит и работает школьник. Он должен быть удобным, обеспечивать принятие комфортного положения. Если ученик не горбится, уменьшается риск того, что у него возникнет искривление позвоночника. Усталость будет накапливаться не так быстро – это тоже очень важно для того, чтобы самостоятельная работа выполнялась быстрее.

Вопрос концентрации

Наконец, стоит обратить внимание на то, может ли ребенок сконцентрироваться на решении конкретной задачи. У многих детей бывают проблемы с тем, чтобы концентрировать внимание.

Здесь есть несколько простых рекомендаций:

  • Используйте специальные дополнительные занятия для повышения концентрации. К примеру, хорошо показывают себя курсы ментальной арифметики.
  • Устраните все отвлекающие факторы. Рабочий стол должен быть чистым, без посторонних предметов. Во время выполнения домашнего задания нельзя отвлекаться на смартфон, телевизор или игры.
  • Делайте перерывы регулярно. Именно монотонная напряженная работа приводит к тому, что внимание постепенно становится значительно более рассеянным.
  • Проветривайте комнату. Это нужно делать перед началом занятий, во время перерывов и после того, как все уроки уже будут сделаны. Приток свежего воздуха помогает заметно улучшить настроение ученика и при этом положительно влияет на здоровье.


Мы рассмотрели, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Если применить все эти рекомендации на практике, вы сможете легко изменить подход школьника к самому процессу выполнения домашней работы.