Родители часто задают вопрос о том, что такое вальдорфская школа. Многих эта тема интересует, потому что сулит отказ от демотивирующих оценок, а также разработку индивидуального подхода к учащемуся. Но так ли хорош подобный подход на практике?

В этом материале мы рассмотрим, что такое вальдорфская школа, как она появилась, в чем преимущества и недостатки подобного подхода. Это позволит понять, стоит ли использовать подобную систему обучения для вашего ребенка.

История вальдорфской школы

Вальдорфское направление в педагогике впервые появилось еще в начале прошлого века. В те времена, как и сегодня, много обсуждений велось вокруг вопроса о том, в каком темпе должен учиться ребенок, стоит ли вытягивать всех на один уровень без учета индивидуальных особенностей.

Первая вальдорфская школа в Штутгарте
Первая вальдорфская школа в Штутгарте

Само название подхода было получено, потому что он появился в ответ на жалобы работников компании «Вальдорф Астория». Они отмечали, что качество образования сильно страдает из-за акцента на простое заучивание материала, а не обеспечение его досконального понимания. Таким образом на второй план отходит формирование у школьника стремления к познанию мира вокруг, укреплению творческих способностей.

По инициативе владельца компании Эмиля Мольта была создана особая школа, которая и получила название вальдорфской. Главным стремлением было учитывать особенности ребенка, которые характерны для определенного возраста. При этом педагоги должны были усердно работать над формированием личностных качеств, творческих способностей.

Рудольф Штайнер (1861-1925)
Рудольф Штайнер (1861-1925)

Автором первой программы педагогики по таким принципам был Рудольф Штейнер. Созданный им подход в 1919 году был одобрен в Германии на государственном уровне. Уже через год школа начала работать. В то время она была открыта для детей работников компании, но постепенно получила хорошие отзывы и подход начал активно распространяться не только в Германии, но и в других странах.

Особенности использования вальдорфской педагогики

Использование такого метода преследует четко поставленную цель – достичь успешных результатов в обучении вне атмосферы стресса и страха, которая часто присутствует в обычных школах. При этом большой акцент делается на выявление и развитие природных способностей, склонностей ребенка.

Специалисты по вальдорфской педагогике отмечают, что в школах сегодня делается очень большая ставка на создание конкуренции между детьми. При этом приветствуется раннее развитие, погоня за которым также может создавать сильный стресс.

Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика

Педагоги отмечают, что лучшие плоды обучение приносит в том случае, если ребенок успевает созреть с эмоциональной точки зрения. При этом основными средствами для познания окружающего мира видится творческая и трудовая деятельность. Большое внимание уделяется формированию обстановки доброжелательности, комфорта.

Обучение ставит важную задачу – воспитание человека, который был бы развит как интеллектуально, так и эмоционально, обладал высоким уровнем эмпатии к окружающим.

На каких принципах строится вальдорфское обучение

Есть несколько важных особенностей, которые в корне отличают такую систему обучения от стандартной.

К ним относятся такие, как:

  • Отказ от деления групп по возрасту. Это позволяет учитывать особенности каждого ученика, создавать более комфортную обстановку, в которой нет отстающих и выраженных лидеров.
  • Сохранение духа детства. Многие специалисты отмечают, что современные учебные программы требуют от ребенка отказываться от детства, значительно быстрее становиться серьезным не по годам. Все это наносит сильный эмоциональный вред, формирует психологические проблемы, стресс.
  • Особый подход к созданию оформления учебного помещения. Большое внимание уделяется природным материалам. Не используются компьютеры и телевизоры. При этом многие школы имеют собственные небольшие огороды, животных, за которыми ученики ухаживают. Это помогает формировать стойкое ощущение эмпатии. Дети больше времени проводят на улице, на свежем воздухе.
  • Учет особенностей детского мозга. Занятия до пятого класса сосредоточены на групповых обсуждениях различных историй, музыки, рисования. В период с пятого по восьмой класс большое внимание уделяется активному творчеству, формированию способности к абстрактному мышлению. Занятия по академическим дисциплинам начинаются только со старших классов.
  • Разделение изучаемого материала на отдельные блоки. Обычно чтобы изучить один такой блок уходит от трех до четырех недель.
  • Внимание к творчеству и духовному развитию. При этом социальные навыки тренируются значительно более плодотворно, чем в обычной школе. Ребенок учится тренировать свою способность не просто контактировать с другими людьми, но и лучше их понимать. Серьезный вклад в это вносит использование сюжетно-ролевых игр.
  • Большая вовлеченность семьи, чем в обычной школе. Чаще проводятся различные мероприятия, в которых участвуют не только дети, но и родители.
  • Контроль смены ритма в обучении. Активные занятия правильно чередуются с пассивными. Это позволяет не только контролировать затраты энергии, но и улучшать концентрацию внимания.

При этом большой акцент делается на принцип «душевной экономии». Он направлен на то, чтобы не создавать у ребенка ощущения отторжения при занятиях самыми разными дисциплинами.

Некоторые предметы, которые есть в системе вальдорфской педагогики, не встречаются в обычной школе. К ним относятся такие, как эвритмия.

Уделяется максимум внимания и личности преподавателя. Он умеет оценить темперамент ребенка, особенности его восприятия, тип работы сигнальной системы. На основании такого индивидуального подхода удается формировать прочный авторитет педагога, на который дети ровняются и пропитываются настоящим уважением. Это также создает пример для подражания.

Преимущества вальдорфской педагогики

В пользу выбора этого варианта обучения, говорит ряд преимуществ:

  • Обучение в спокойной обстановке. Так как нет оценок и постоянной гонки за успеваемостью, уровень стресса также становится значительно ниже.
  • Развитие способностей к творчеству. При этом учитываются индивидуальные особенности ученика, его личные склонности.
  • Формирование особого склада личности. У учеников по итогам формируется высокий уровень эмоционального интеллекта, они более позитивны, склонны к проявлению эмпатии.
  • Участие родителей в обучении. Они могут контактировать как с педагогами, так и с администрацией, посещать уроки. Барьеров при этом минимум.

При этом важно понимать, что само качество обучения не страдает. Программа одобрена Министерством просвещения РФ. Проводится официальная аттестация после 4, 9 и 11 класса. Ученики наравне с другими сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Недостатки вальдорфской системы обучения

Есть у такого метода и ряд минусов. Один из основных – обучение и школьная жизнь в искусственной среде. Это модно называть «тепличными условиями». При этом ребенок не адаптируется к условиям реального мира, в котором все может быть значительно жестче и сложнее.

К другим недостаткам относятся такие, как:

  • Формирование эзотерического представления об окружающем мире. Это может не понравиться некоторым родителям, которые больше ориентированы на материальное восприятие. Также и в повседневной жизни материалисту будет сложнее найти общий язык с выпускников из вальдорфской школы.
  • Более высокая стоимость обучения. Само прохождение учебной программы стоит дороже. Есть и сопутствующие затраты. К примеру, игрушки можно будет покупать только более дорогие, сделанные исключительно их природных, натуральных материалов.
  • Большой упор на авторитет учителя. Психологи до сих пор спорят, хорошо это или плохо, какие минусы и плюсы есть для ребенка. Многие сходятся во мнении о том, что таким образом человек становится менее самостоятельным.

Наконец стоит отметить, что при обучении по вальдорфской системе нужно быть уверенным в том, что ребенок пробудет в таком месте на протяжении всего времени. Перевод в обычную школу может быть очень проблемным и болезненным. Потому стоит внимательно взвесить свои перспективы, понимание самого определения успешного учебного процесса.