Чтение книг – это тяжелая работа. Ведь нужно не просто знать буквы и уметь складывать их в слова, а слова в связные предложения, но и улавливать смысл текста, а иногда и подтекст.  В голове должны возникать яркие образы от прочитанного, а если большинство слов непонятны, то и ассоциаций никаких не возникнет.  

Кроме того, чтение не всем современным детям под силу. И дело часто не в лени (хотя и в ней конечно тоже), а в наличии проблем с освоением этого навыка, дислексией, особенностью восприятия текста – давно уже известно, что есть те, кто любит книги, но только слушать, а не читать.

Так какие же родительские ошибки могут привести к столь плачевному результату? (и да, даже если вы совершали хотя бы раз все 10 – это вовсе не значит, что вы плохой родитель, это значит, что вы можете их исправить)

Раннее обучение чтению

Тренд на раннее развитие не проходит. Это же так здорово похвастаться чудо-ребенком, который читает целыми словами в 3 года, а то и в 2!

Вот только мозг в столь юном возрасте не готов к овладению этим навыком.  Бывают исключения, но это редкость. Перенасыщение ранним развитием и обучением приводит к тому, что мозг просто устает раньше времени и для сохранения своей энергии отказывается утруждать себя работой. А чтение – это работа.

Знание ребенком букв не равно готовности к овладению чтением.

Книжки не по возрасту  

Мы вовсе не о вновь введенных правилах возрастной маркировки книг. А о том, что нужно фильтровать тот контент, который вы доставляете своему юному читателю.

Это как с «Евгением Онегиным» Пушкина. Александр Сергеевич даже в страшном сне не мог представить, что пишет свой роман в стихах для учеников девятых классов  средней общеобразовательной школы.

Так и с детскими книжками. Не стоит пытаться читать трехлетке «Волшебника изумрудного города» и «Гарри Поттера».  Большинство слов, пластов и особенностей литературного текста ему будут просто недоступны.

А если ребенок не будет понимать и наслаждаться «сказкой на ночь», то и сам он читать не захочет. Дофамин то от чтения не вырабатывается.

Выбирайте книги по возрасту. Ориентиры можно найти в книжных блогах,  подборках детских издательств, каталогах библиотек.

Заставлять читать во что бы то ни стало

Все читают, а он еще нет. Как же так?! Требовать чтения вслух, поправлять неправильно прочитанные слова и ударения – это самая большая медвежья услуга.

Ребенок еще не вышел в глобальное чтение, а его уже заставляют пересказывать то, что он прочитал.

Требуют читать быстрее, а он половины слов не понимает.

Для начала стоит разобраться, почему ребенок плохо читает. С чем именно у него возникают трудности. В этом могут помочь логопед и нейропсихолог. А после помочь ему и отправить учиться скорочтению. Но только в случае, если логопед и нейропсихолог не видят для этого препятствий. 

Поддерживайте ребенка на всех этапах обучения чтению.    

Устаревшие книжки    

Все те книги, что вы читали в детстве, вовсе не обязательно должны понравиться вашим детям. Дело не в плохом вкусе, а в том, что мир меняется и ориентиры в нем тоже.

Многие вещи, которые для вас были привычными и понятными, когда вы читали «Тимура и его команду», «Кортик» и т.д., — современному школьнику чужды. Он прочитает эти книги по школьной программе – тут уж никуда не денешься. Но заинтересовать чтением книг из вашего светлого прошлого может и не удастся.

Ваша задача предложить, показать, а ребенок уже сам выберет: хочет он или не хочет это читать.

Детская литература развивается, постоянно появляются новые прекрасные детские авторы, которые хорошо знают современных детей и пишут именно для них.

Книги должны быть релевантны жизненному опыту ребенка.

Книжку надо дочитать до конца 

Вспомните свои ощущения, когда вы начали читать «Замок» Кафки или «Улисс» Джойса. Если вы дочитали их до конца – то вы заслуживаете похвалы, уважения и аплодисментов. Таких как вы —  единицы. Большинство бросают эти произведения, в лучшем случае, на полпути. И в этом нет ничего ужасного.

Есть книги, которые приходятся нам по вкусу, а есть те, что хочется поскорее закрыть и убрать подальше.

Даже именитость автора не имеет значения.  Один ребенок будет запоем слушать и читать «Малыша и Карлсона» Линдгрен, а другой сдуется после второй главы, и предпочтет ее же «Приключения Эмиля из Леннеберги». И это нормально. Так формируется литературный вкус. Ваша задача лишь направлять его: подсовывая все новые и новые книги.

К книге можно вернуться в любой момент. Возможно, он дорастет до нее через пару лет, а возможно вы, взяв ее в руки, поймете, что она и правда не стоит потраченного времени.

Книжки не по вкусу

Если вы в детстве обожали детские детективы Энид Блайтон, запоем читали рассказы про животных Томпсона, а в юности увлекались Джейн Остин, — это вовсе не значит, что и ребенок будет разделять ваши интересы. Он может полюбить графические романы (и, да, это тоже литература), научную фантастику и жанр young adult.

Самый верный способ отбить желание читать – это раз за разом навязывать свои интересы и предпочтения.

Лучше возьмите ребенка за руку и отведите в библиотеку или книжный магазин. Позвольте ему самому сделать выбор.  И помните, даже если он не дочитает купленную книгу, – ничего страшного. Воспринимайте это как дегустацию. Вам же не все сорта сыра нравятся, да и к десертам вы тоже придирчивы.

Уважайте выбор ребенка.

 Слишком много развлечений

Чтение – это тяжелая работа. Если ребенок перегружен информацией, гаджетами, мультиками и т.д., то у него просто не остается сил на чтение.

Мозг истощен обилием такого рода развлечений. Ему требуется отдых.   

Попробуйте заменить мультики на прогулку по парку. А полчаса в планшете на сюжетно-ролевую игру или рисование (бесцельное!).

Чем меньше вокруг ребенка ярких раздражителей, тем больше ресурса для чтения у мозга.

Отсутствие примера   

Недостаточно говорить ребенку «Вот я в твои годы читал запоем», «Мне бы столько свободного времени, я бы только и делал, что  читал». Это так не работает.

Если вы после работы предпочитаете поваляться на диване в крепких объятиях соцсетей или льнете к экрану, на котором разворачиваются животрепещущие события нового сезона долгожданного сериала, то странно ожидать от ребенка иного поведения.

Вы для него авторитетный взрослый. И он поступает так, как вы.

Попробуйте включить в свой режим дня чтение. Хотя бы полчаса.  Да, это тяжелее, чем пролистнуть ленту фейсбука и посмеяться над новыми мемасиками. И для ребенка чтение не легче.

Введите правило: после 20:00 никаких гаджетов. Освободившееся время нужно будет чем-то заполнить. И, возможно, это будет именно книга. 

«Ты уже большой! Пора самому читать»

Эту ошибку совершают практически все родители. Действительно, ребенок научился читать, вот пусть и читает, а вам все эти детские истории про трех котят, деревянных солдат и карлхена с груффало в печенках сидят.

Но чтение перед сном, совместное чтение – это история не про то, что вы выполняете  за ребенка его функцию. Отнюдь. Вы вместе проживаете каждую книгу, сопереживаете героям.

Современная детская литература настолько разнообразна, что вы удивитесь, насколько интересными могут быть детские книжки. Более того, возможно вас так затянет, что обещанный час чтения перед сном растянется до полуночи… 

Читайте перед сном столько, сколько он просит.  Совсем скоро это кончится. И именно вам этого будет не хватать.

  Чтение подождет

Это самая страшная ошибка. Представьте, что ваш ребенок начал читать. Запоем. Увлеченно. Читает по ночам, под одеялом с фонариком, читает на уроках и вас даже вызывали по этому поводу в школу….  И вы решаете чтение запретить. Проверяете, чтобы он не брал с собой книжку в школу, блюдете, чтобы лег спать вовремя и не дай бог не включал свет для чтения. Режим не нарушать!

Вот только интерес к чтению без постоянной подпитки пропадет. Любопытство исчезнет, и книжки снова отправятся на верхнюю полку. Зачем бороться и конфликтовать с родителями?

Чтение полезно в любых количествах. Лучшее, что вы можете сделать для зачитавшего ребенка – отправить его на курсы скорочтения.  Пусть читает, просто в разы быстрее. А спать иногда можно и попозже лечь, если уж книжка больно интересная попалась.

Читайте сами. Читайте ребенку и всегда давайте ему право выбора. Только в этом случае есть шанс, что он выберет книгу.