Многие дети испытывают большие сложности при выполнении домашних заданий. Причин для такого положения дел может быть множество – от индивидуальных особенностей восприятия до некачественного преподавания предмета.

В подобной ситуации ребенок вполне резонно обращается к родителям, чтобы получить у них поддержку. Отказываться нельзя – так вы автоматически создаете у школьника ощущение беспомощности.

Неправильной стратегией является и выполнение всех задач вместо вашего ребенка. В подобной ситуации есть вероятность, что предмет так никогда и не будет усвоен.

В этом материале мы расскажем, как помочь ребенку с домашним заданием. Рассмотрим ключевые рекомендации по правильному построению процесса, а также рассмотрим распространенные ошибки, которые допускают многие родители.

Главное – это привычка

Мама с дочкой делают домашку

Существуют образовательные стандарты и нормы, регламентирующие продолжительность выполнения домашних заданий детьми. Так для начальных классов и средней школы – это не менее 2,5 часов в день. Для старшеклассников время увеличивается до 3,5 часов.

Так как помощь родителей нужна не со всеми предметами, нужно выделять не менее полутора часов личного времени. При этом даже если школьник не просит вас помочь, результаты того, что он выполняет самостоятельно все равно нужно каждый раз проверять.

Важное требование – формирование у ребенка привычки выполнять ДЗ. Домашние уроки должны превратиться в ритуал вроде чистки зубов. Тогда и негатива с ленью станет сильно меньше.

Первое, с чем родитель должен помочь ребенку при решении вопроса – формирование такой привычки.
И здесь есть несколько простых рекомендаций:

  • Формирование ритуала «на входе». Это должно быть определенное действие, которое знаменует собой начало выполнения ДЗ. К примеру, можно сделать несколько физических упражнений или включить лампу на столе. Главное – всегда делать одно и то же, довести процесс до монотонности.
  • Соблюдение графика. Заниматься нужно четко по установленному графику. Нужно понимать, когда начинается отведенное на выполнение заданий время, и когда оно примерно заканчивается. Даже если задали совсем немного, время начала смещать нельзя, иначе привычка не сформируется.

Когда привычка сформирована, многие вопросы с мотивацией решаются сами собой. Не нужно будет уговаривать ребенка сесть за стол или ругаться с ним.

Исключите раздражающие факторы во время занятий

Это относится не только к вещам и действиям ребенка, но и к вам самим. На столе не должно быть ничего лишнего – только все что используется в обучении. Исключаются смартфоны, проигрывание музыки, телефон на заднем фоне.

Если есть раздражители, взгляд обязательно цепляется за них. Постоянное выпадение из процесса нескольких минут приводит к тому, что ребенок по результатам тратит очень много времени там, где его можно было бы легко сэкономить.

Исключите раздражающие факторы во время занятий

Учите школьника следить за порядком на столе, относится к нем как к своему рабочему месту. После того, как работа завершена, его нужно обязательно убрать – аккуратно сложить тетради и учебники, выключить свет, приготовиться к новому учебному дню.

Если в процессе работы нужно использовать компьютер, важно оградить доступ ребенка к посещению различных сторонних сайтов. Это делается просто – достаточно только установить специальные плагины на браузер.

Составьте график домашней работы

Не стоит путать его с расписанием занятий. График показывает, когда и каким предметом вы будете заниматься.

Так как расписание в школе стабильное, всегда можно спрогнозировать что и по какому предмету зададут. Мы рекомендуем вам использовать для планирования задач доску в комнате, либо таблицы на компьютере.

Наличие такой таблицы помогает навести порядок в мыслях. Ребенок и вы больше не будете бояться, что что-то упустили или времени не хватит. Это полезно и с точки зрения мотивации, потому что показывает, какой объем работы был проделан.

Если задание большое, его нужно дробить

В идеале большие задачи делятся по срокам выполнения на несколько дней. Таким образом удается лучше воспринимать материал, который доносят до школьника в классе.

С точки зрения мотивации это тоже очень полезно для ребенка. Он поймет, что даже сложные вопросы можно решить, если применить системный подход, посмотреть на них как на комплекс определенных действий.

Это имеет крайне важное значение, когда предметы сложны сами по себе. Очень легко упустить нить освоения химии, физики, тригонометрии, если вы стараетесь в один присест охватить весь заданный учителем материал.

Двигаться нужно от сложного к простому

Наш мозг устроен таким образом, что все более сложное и крупное мы стараемся отложить в долгий ящик. Но делать это все равно придется. Как результат, необходимость когда-то вернуться к крупной сложной задаче всегда висит над нами как туча и не дает нормально заниматься другими предметами.

За сложные предметы стоит браться, пока у вас есть еще много сил. Когда вы разберетесь с ними, не будет психологического давления и сам процесс выполнения задания пойдет значительно быстрее.

Старайтесь разогреться на небольших задачах

Если у вас нет ничего особенно сложного в конкретный день, можно начинать с небольших задачек – решить несколько простых примеров, выполнить упражнение по русскому языку.

Иногда это оказывается полезно и перед тем, как приступать к объемной работе. Причина заключается в том, что таким образом мы позволяем мозгу разогреться. Можно считать это разминкой перед всем остальным.

Регулярно делайте перерывы

Об этом правиле часто забывают и взрослые во время работы. При этом культура перерыва должна формироваться у человека еще в детстве. Отдыхать нужно каждые 30–50 минут в зависимости от сложности работы.

Сам отдых занимает 10–15 минут и должен кардинально менять ваш род занятий. Хорошим решением станет выйти подышать свежим воздухом, сделать разминку для глаз или гимнастику. Физические упражнения – лучший выбор, потому что они снимают усталость, разгоняют кровь, стимулируют насыщение мозга кислородом.

Главное – бороться с соблазном сразу залезть в социальные сети или начать играть во что-то. Так во время перерыва вы не отдохнете, а может и вовсе получите негативные эмоции.

Родители не должны делать за ребенка домашние задания

Многие изначально допускают серьезную ошибку и неправильно трактуют совместные занятия. Это не способ для ребенка сделать все вашими руками. Таким образом вы должны выполнять роль домашнего учителя, подталкивать школьника к правильному ответу.

Четко проведите черту – я помогаю тебе, а не выполняю твои обязанности. В противном случае есть риск попасть в ситуацию, когда сам ребенок ничего не делает, а только полагается на вас. Это убивает самостоятельность и само школьное образование.

Не бойтесь использовать дополнительные ресурсы

По понятным причинам нельзя быть экспертом по всем вопросам. Мы учились в школе много лет назад, многое забыли, сложно сразу переключиться на незнакомый предмет.

Потому не стоит бояться пользоваться силами сторонних специалистов, чтобы подтянуть навыки ребенка. Можно обратиться к репетитору, в учебный центр. Не нужно забывать и о существовании многих систем дополнительного развития, таких, как уроки ментальной арифметики.

Не бойтесь показать ребенку, что чего-то не знаете. Но «не знаю» не должно превращаться в шаблонный ответ. Нужно искать решение вместе со школьником, показывать, что у него есть поддержка. Многим не хватает именно этого аспекта во время занятий.

Распространенные ошибки

Распространенные ошибки

Мы рассказали о том, как помочь ребенку с домашним заданием.
Не менее важно рассмотреть ошибки, которые периодически допускаются в процессе:

  • Игнорирование проблем. Если у ребенка ухудшились оценки или снизилась успеваемость, нельзя отворачиваться от этого. Важно понять, что стало причиной. Может потребоваться совместно выполнить домашнее задание, начать строгую проверку качества самостоятельной работы, найти методы повышения дисциплины и мотивации.
  • Решение всех проблем за ребенка. Об этом мы уже говорили. Будьте помощником, а не тем, кто делает все за ученика.
  • Агрессия. Нормально чего-то не знать, нормально гуглить методы решения или звонить знакомым. А вот что ненормально, так это срывать на ребенке агрессию, обвинять его в том, что он чего-то не знает или просто не слишком умный. У всех бывают трудности, но скандалы просто усугубляют положение.
  • Негативный пример. Если родители не соблюдают расписания и графика занятий, во время перерыва все время проводят в телефоне, ребенок не будет понимать, что в этом плохого. Важно стать для него позитивным примером и показать, как нужно себя вести.

Совместное выполнение домашних заданий – это позитивный опыт, который позволяет сблизиться с ребенком, начать лучше понимать друг друга. Когда школьник понимает, что он не один, его поддерживают в семье, весь процесс обучения становится значительно проще.