Родителям всегда хочется узнать, готов ли ребенок к школе, чтобы сделать выводы – нужно ли что-то менять в подходе к его обучению. Хорошее понимание уровня подготовки позволит предварительно подтянуть определенные навыки, чтобы первоклассник не чувствовал себя отстающим и отлично справлялся со школьной программой обучения.
Чтобы оценить начальный уровень подготовки, стоит обратить внимание на развитие разных сторон личности вашего ребенка. В этом материале мы обратим на них внимание, укажем, какие критерии лучше всего использовать для проверки.
Проверка готовности к овладению грамотой
Многие дети сегодня отправляются в школу уже умея читать на достаточно хорошем уровне. Но в то же время некоторых школьников учат читать в первом классе. Чтобы овладеть грамотой у первоклассника должна быть хорошо развита речь.

Вот несколько основных критериев, которые стоит предварительно проверить у будущего первоклассника:
- Развитие фонематического слуха. Специалисты отмечают критическую важность этой способности. Ребенок должен уметь работа со звуками – выделить определенный в речевом потоке, указать, где именно он находится в конкретном слове. Это поможет справиться с пониманием расстановки ударений, правильным произношением не только русских, но и иностранных слов. Важны также навыки звукового разбора слов, когда ребенок может отличить звонкие и глухие буквы, гласные и согласные, мягкие и твердые.
- Первичное умение читать. Никто не просит первоклассника читать быстро и с выражением. Но есть ряд рекомендаций, которые стоит учитывать. В первую очередь, малыш должен уметь разделять слова на слоги и составлять из них предложения. Хорошо, если ребенок может составить связку из предложенных ему слов в правильном порядке.
- Владение речью. Это комплексная и сложная область для оценки. В период дошкольной подготовки ребенок должен научиться использовать обобщения, искать подходящие для существительного определения. Хорошо, если он может рассказать о каком-либо предмете, пересказать короткий рассказ с правильной эмоциональной окраской, выразительно.
Математические способности
Обычно именно математика вызывает у детей больше всего проблем в начальных классах. Это опасно, потому что если не освоить математический аппарат, элементарные действия, есть риск появления низких оценок по целому списку предметов – от физики до химии и геометрии.

Минимальными навыками счета ребенок должен овладеть еще до поступления в первый класс.
Вот лишь несколько основных критериев для оценки готовности первоклассника работать с математическими примерами:
- Умение считать предметы. Проверяется просто – просьбой сосчитать количество определенных предметов разных групп, разложенных на столе.
- Владение счетом. Важно, чтобы ребенок мог считать как прямо, так и обратно.
- Анализ положения числа в ряду. Чтобы проверить этот навык, можно попросить назвать число, которое идет перед названным без предварительного отсчета от нуля.
- Владение числами первого десятка. Это поможет подготовиться к решению простейших примеров.
- Знание цифр от 0 до 9. Также ребенок должен понимать, что такое знаки +, — и =. Лучше всего, если он также научиться использовать их для решения примеров.
- Умение работать с различными задачами. Хорошим уровнем подготовки считается ситуация, когда ребенок может не только складывать и вычитать, но и сам составлять простые задачи и примеры.
- Базовые знания геометрии. Обычно от первоклассника требуется понимание трех основных фигур – это четырехугольник, квадрат и круг. При этом он должен уметь правильно делить их на равные части.
Полезным станет соотношение названной цифры и числа предметов, которые показываются ученику. Также перед поступлением в первый класс он должен научиться работать с тетрадями, разлинованными в клетку.
Оценка кругозора
Многие школьные предметы направлены на то, чтобы постепенно развивать кругозор ребенка. Потому предполагается, что к моменту поступления в первый класс у человека уже должна быть создана устойчивая база.
Вот несколько признаков того, что ребенок владеет необходимым минимумом кругозора:
- Умение рассказать точные данные о себе и своей семье. Минимальный набор – состав семьи, имена родителей, адрес и телефон. Это также важно в повседневной жизни, потому что поможет в случае, если первоклассник потеряется.
- Понимание работы окружающего мира. Хороший пример – умение назвать особенности деятельности взрослых, понимание работы различных основных профессий.
- Базовое понимание работы природы. Ребенок должен иметь представление о сменяемости времен года, их особенностях, характерных явлениях для каждого из сезонов. Также нужно знать все дни недели и месяцы, понимать, в какой последовательности они идут.
- Еще одно важное требование – умение вести себя в общественных местах, на улице, в присутствии взрослых и сверстников.
Психологическая подготовка
Так как школа отвечает не только за обучение, но и за правильную социализацию, важно чтобы минимальные навыки у ребенка были еще до поступления в первый класс. Здесь можно выделить три основные категории параметров социально-психологической готовности.
- Мотивация к учебе. Ребенок должен понимать важность процесса обучения. Хорошо, если он будет иметь непосредственное желание заниматься, обучаться чему-то новому, расширять список доступных навыков.
- Способность к общению с другими людьми. Речь идет о базовой коммуникабельности. Ребенок должен уметь вступать в контакт как со взрослыми, так и с детьми. При этом важно, чтобы отсутствовала агрессивность, было понимание авторитета взрослых, готовность слушаться их.
- Способность к принятию учебной задачи. Нужно прививать первокласснику как умение слушать, так и способность задать интересующий уточняющий вопрос, если что-то вдруг окажется непонятным.
Набор психологических функций, значимых для школы
Есть также ряд навыков, которые позволяют ребенку успешно встроиться в сам процесс обучения.
К ним относятся такие, как:
- Способность работать ведущей рукой. Ребенок должен уверенно держать ручку, карандаш, кисть для рисования. Хороший метод проверки развития мелких мышц руки – способность работать ножницами, вырезать по обозначенному на бумаге контуру.
- Координация движений и системы глаз-рука. Есть ряд упражнений, которые также помогают проверить такие способности, к примеру, перенос на бумагу определенной фигуры.
- Логическое мышление. Будет плюсом, если ребенок освоит сравнения, сможет находить сходство между различными предметами и явлениями, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Один из методов проверки – определение предмета по названным признакам.
- Произвольное внимание. Одна из распространенных проблем современных детей – сложности с концентрацией внимания. Чтобы успешно учиться в первом классе, ребенок должен уметь сосредотачиваться на предмете хотя бы на 15 минут. Чем больше это время сосредоточения, тем лучше.
- Произвольная память. Ребенок должен хорошо запоминать сказанное и увиденное.
Как проверить готовность ребенка идти в первый класс
Сам по себе процесс проверки может использовать разные средства. Так в сети вы без проблем найдете специальные тесты, которые помогают проверить различные варианты подготовки. Но не стоит воспринимать их как истину в последней инстанции.

Самый простой и доступный способ для проверки – решение различных задач, примеров, общение с ребенком. Свою программу проверки можно составить и на основании информации, которая была приведена нами в статье.
Вот несколько основных рекомендаций:
- Проведите проверку математических способностей. Для этого достаточно просто попросить ребенка посчитать устно. При этом нужно использовать как прямой, так и обратный счет. Можно решить несколько примеров на сложение и вычитание, попросить нарисовать круг, квадрат, прямоугольник и треугольник, разделить их на сектора. Это также одновременно тестирует умение держать письменные принадлежности, работать с линейкой.
- Поговорите с ребенком, выполните проверку на понимание сравнений. Методов здесь может быть много, к примеру, разбор короткого рассказа, который вы прочитали для него вслух. Это помогает проверить долговременную и кратковременную память, умение строить предложения.
- Проследите за тем, как именно ребенок ведет себя в компании сверстников и со взрослыми. Дошкольный период – это именно то время, когда многие из особенностей можно скорректировать.
Как улучшить подготовку к школе
Важно понимать, что все перечисленное в этом материале – только рекомендации. В случае, если малышу не достает какого-либо навыка, сложности могут возникнуть только при поступлении в частные школы.
При этом приобретение перечисленных способностей значительно упростит первичную адаптацию к учебному процессу, поможет не оказаться в ряду отстающих.
Вот несколько простых рекомендаций:
- Проводите регулярные самостоятельные занятия с ребенком.
- Используйте игровые методы обучения.
- Обратите внимание на различные специальные подготовительные курсы и дополнительные обучающие программы для дошкольников.
- Будьте внимательны к малышу и не давите на него.
Хорошим подспорьем в подготовке станут занятия ментальной арифметикой, работа со специалистами, которые давно и успешно работают в области подготовки дошкольников. Если вы планируете поступать в учебное заведение со специальными требованиями, стоит заранее поинтересоваться, что будет тестироваться на первичном собеседовании.