В 1952 году было выпущено математическое пособие, автором которого стал Джордж Кюизенер. Это ученый из Бельгии, который большое внимание уделял созданию новых методов обучения. При этом упор он делал на применение принципов наглядности и тактильности, которые особенно близки малышам на ранних этапах развития.
По Кюизенеру важным считается предоставление для ребенка простого и понятного учебного материала. В соответствии с выдаваемыми заданиями он должен формировать из абстракций что-то конкретное, ощутимое, упорядоченное.
Постепенно метод стал получать все большее распространение. Во многом это случилось благодаря усилиям француза Калеба Гаттеньо.
Как используются схемы с палочками Кюизенера?
При работе по методике используются наборы, которые включают в себя палочки разного цвета. Малыши могут раскладывать их, что формирует не только мелкую моторику и цветовосприятие, но и навыки счета.
Ученые отмечают, что именно такой метод отлично подойдет для формирования абстрактного мышления, укрепления логических связей.
Есть и несколько практических навыков, которые удается получить при регулярном проведении занятий.
К ним относятся такие, как:
- Получение представления о таких понятиях, как «больше» и «меньше».
- Понимание процесса сложения, вычитания и деления.
- Знакомство с такими понятиями, как «середина», «равенство», «левый», «правый», «верхний», «нижний».
- Развитие креативного мышления, умения к моделированию из подручных материалов, создание конструкций.
- Закрепление использования методов наглядно-действенного мышления.
- Улучшение мелкой моторики.
Во время занятий также удается развивать и другие навыки. К примеру, при улучшении мелкой моторики параллельно также развивается речь, потому что активные центры в мозгу находятся рядом.
Специалисты говорят о том, что схемы палочек Кюизенера можно начинать осваивать в любом возрасте. Хорошим вариантом станет начало занятий в три года, но иногда оно возможно и раньше. Главное – следить, чтобы малыш не тянул пластиковые предметы в рот, ничего не проглотил во время обучения.
Что входит в набор?
Основным инструментом для занятия становятся наборы палочек разных цветов. В зависимости от конкретного варианта меняется их количество, материалы, размеры и другие характеристики.
Для широкой продажи палочки обычно делают из пластика – они самые доступные. Более дорогие варианты производятся из дерева. Также можно разнообразить занятия и сделать набор своими силами. В этом случае проще всего использовать плотную бумагу или картон, которые можно раскрасить.
Особенности работы с палочками
Большое значение имеет проведение правильных занятий с использованием подобной методики. Дети обычно активно занимаются с таким инструментом – им нравятся разноцветные палочки.
Когда вы только дарите набор, можно провести предварительное занятие. Чтобы обеспечить легкое вхождение в тему, можно будет попросить ребенка разложить палочки по цветам и размерам.
Специалисты делят занятия на два ключевых этапа:
- Знакомство с материалами. В таком случае все выполняемые упражнения будут направлены на тренировку зрительного восприятия, развитие мелкой моторики. Во многом подобные тренировки аналогичны играм с мозаикой и кубиками. Все что требуется от малыша – складывать фигуры. Для этого не потребуется серьезных навыков, а сам процесс интересный, оставляет много простора для фантазии.
- Выполнение практических упражнений. Они направлены на то, чтобы знакомиться со счетом, многими арифметическими понятиями. В таком случае можно просить у ребенка составить какую-то фигуру, разделить палочки по определенному признаку, длине, цвету, сложить, отнять или поделить определенные числа. Это очень важно для получения представлений о том, как работает математика.
Далее мы рассмотрим особенности занятия с палочками на разных этапах, чтобы вы лучше понимали, чего именно стоит ждать от ребенка во время обучения.
Занятия с палочками на первом этапе
Первый этап – это знакомство с палочками, получение возможности мягко войти в процесс обучения, получить общее представление о его принципах. Можно выполнять самые разные упражнения, к примеру, конструировать из палочек снежинки или другие разнообразные фигуры.
Многие начинают знакомиться с палочками уже в возрасте от года. В таком случае малышу будет приятно вертеть в руках цветные предметы, да и к самому инструменту для занятий он сможет привыкнуть значительно быстрее.
Помните о том, что здесь наша цель – просто ознакомиться с набором и его особенностями. Есть несколько простых рекомендаций для родителей, которые проводят занятия. К ним относятся такие, как:
- Дайте ребенку рассмотреть палочки. Он может держать их в руках, исследовать, вертеть, разглядывать с разных сторон. Чтобы увеличить безопасность занятий, лучше покупать набор из больших деревянных элементов разных цветов. Главное – быть уверенным в производителе и в том, что он применяет исключительно безопасные и экологически-чистые материалы.
- Комментирование цвета. Таким образом можно привить ребенку понимание цветов еще в самом раннем возрасте. Просто называйте цвет палочки, которую малыш берет в руку.
- Получение понимания о длине. Здесь также как с цветом – можно комментировать, какие характеристики есть у конкретного предмета.
Педагоги рекомендуют разнообразить процесс сочинениями сказок. К примеру, рассказывать истории, в которых есть много чисел. Хорошо подойдет сказка про трех поросят, двенадцать месяцев, трех медведей. Все свои слова стоит иллюстрировать фигурами из палочек. Можно привязывать к событиям в сказочных историях и различные оттенки.
Когда ребенок становится старше, он уже готов к пониманию того, что можно делить предметы на целое и его части. Некоторые в два года уже учатся пониманию счета. На помощь снова приходят сказки, истории, связанные со счетом. К примеру – «Мы делили апельсин».
После трех лет ребенок начинает уже намного более активно работать руками, мелкая моторика становится заметно лучше. Потому список упражнений на первом этапе можно разнообразить. Вот лишь несколько задач, которые можно поставить перед учеником во время обучения:
- Просьба разложить палочки по каким-то признакам. Это может быть как цвет, так и длина. Можно усложнить процесс, если обмотать инструмент полосками цветной бумаги, попросить разделить палочки с разным количеством полосок на группы.
- Повторение за взрослым. Вы можете создавать фигуры и просить ребенка их точно воссоздать, либо взять столько палочек, сколько есть у вас.
- Игры на запоминание. Тут все просто – сначала покажите определенное количество палочек, потом спрячьте их в ладонь. Попросите отсчитать по памяти столько, сколько вы показывали.
- Сравнение длины. Это можно делать как визуально, так и на ощупь с закрытыми глазами.
- Поиск самой короткой палочки. Кроме длины можно использовать и другие дополнительные признаки. Таким образом удается обучить малыша пониманию общих принципов сравнения разных предметов друг с другом.
Занятия с палочками на втором этапе
Второй этап также имеет большое значение во время обучения. Это непосредственный переход к обучению математике, основам счета, которые очень пригодятся ребенку во время освоения школьной программы.
Переходить ко второму этапу можно, когда ребенку исполняется четыре года. Главная особенность такого этапа подготовки заключается в том, что в упражнениях появляется значительно больше конкретики, а ребенок должен лучше понимать, что за задачи ставятся перед ним.
Вот примеры упражнений, которые используются на этой стадии.
К ним относятся такие, как:
- Перемещение конкретного количества палочек определенного цвета в определенную сторону.
- Деление группы палочек по определенным признакам или на нужное количество частей с разным количеством элементов.
- Поиск аналогов предложенного вами количества по длине, цвету и другим характеристикам.
- Выбор определенного количества и цвета их набора.
Можно легко найти в интернете и распечатать схемы палочек Кюизенера. Они помогут вам в выполнении самых разных упражнений.
Хорошим вариантом, чтобы разнообразить процесс занятий с палочками разных цветов, станет также использование цветных карточек, либо изображения. В таком случае становится заметно проще строить определенный ассоциативный ряд, формировать закономерности.
По мере взросления ребенка, занятия становятся более сложными и комплексными. Так как ребенок уже хорошо осваивает многие арифметические действия, можно внедрять реальные арифметические задачи. Двигаться нужно, как и всегда в обучении – по принципам от простого к сложному.
Главное в процессе – не слишком давить на малыша. Занятия должны приносить удовольствие и радость, проходить в игровой форме, а не в атмосфере давления и стресса.
Особенности использования палочек для тренировки речи
Наконец, стоит отметить распространенность использования палочек Кюизенера в работе логопеда. В таком случае, занятия будут направлены на то, чтобы существенно развивать речь, правильно ставить ударения, менять ритмический рисунок предложений на правильный.
При помощи палочек можно добиваться умения правильно делить слова на слоги. Упражнения по составлению историй и иллюстрированию своего рассказа различными фигурами из палочек помогают повысить творческие способности.
Помните, что метод способен на многое и при этом оставляет простор для проведения самых разных экспериментов. Все что вам остается – купить или сделать подходящий набор палочек, а потом мягко и аккуратно начать занятия.