Взрослые часто воспринимают процесс чтения как что-то само собой разумеющееся. Мы настолько хорошо осваиваем это умение, что используем его неосознанно.

Но для ребенка этот процесс в новинку. При этом многие родители начинают подмечать, что  когда ребенок прочитывает отрезок, то он не может пересказать смысл текста. Возникает проблема с непониманием прочитанного.

В этом материале мы расскажем о том, почему может появиться такая проблема, а также что можно сделать, чтобы справиться с ней, не допустить прогрессирования подобной опасности.

Почему появляется неспособность понимать прочитанное

Первый вопрос, на который стоит ответить, касается причин того, что ребенок не понимает только что прочитанного отрезка текста. Есть сразу несколько истинных источников такого положения:

  • Сильная усталость и большая нагрузка. Сегодня в школах очень высокая степень загруженности учеников. Приходится сталкиваться со многими потенциальными проблемами – перегруженность восприятия, усталость. Мы можем заметить подобное и у себя, потому что начинаем хуже воспринимать информацию, которая передается из разных источников.
  • Развитие автоматического чтения. Очень частая ситуация, когда ребенка учили читать с большим психологическим давлением. В таком случае, он начинает просто тараторить, пытается прочитать как можно быстрее. При этом не уделяется никакого внимания тому, чтобы запомнить отрезок, интерпретировать, пересказать его.
  • Малое развитие словарного запаса. Это очень простая причина того, что ребенок не может ответить на вопросы о только что прочитанном материале. Он не знает, что именно означают некоторые слова, потому текст остается для него непонятным.

Несмотря на множество устрашающих историй, которые можно прочитать в сети, не стоит сразу думать, что у ребенка какие-то проблемы с восприятием. Нужно постараться понять, что может вызвать подобный эффект, а также как можно исправить подобную ситуацию.

Что делать, если ребенок не понимает прочитанного

Как понять, почему ребенок не понимает прочитанного? Стоит спросить у него, почему так происходит. Если есть какие-то слова, которые он не понимает, пусть расскажет об этом и укажет на них.

Что делать, если ребенок не понимает прочитанного

Есть сразу несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с подобной проблемой.

К ним относятся такие, как:

  • Проверьте, знает ли ребенок все буквы алфавита. Это делается просто – нужно указать ему на определенную букву и попросить ее назвать.
  • Проявите терпение, если ребенок читает медленно. Мы уже говорили о том, что часто автоматическое чтение возникает из-за того, что ребенок боится сделать ошибку, ранее испытывал во время обучения слишком сильный уровень стресса. Запаситесь терпением, попросите ребенка читать в своем темпе, но внимательно, вдумчиво.
  • Всегда обсуждайте прочитанное после того, как ребенок одолеет новый участок текста. Нужно задавать простые вопросы, просить рассказать о том, что он понял, а что нет. Если какие-то слова остались непонятными, стоит внимательнее их рассмотреть.
  • Больше учите стихи и просите ребенка рассказать, как он их понимает. Это развивает гибкость мышления, позволяет работать с разными формами подачи текстов.
  • Сделайте чтение удобным для ребенка. Так некоторым заметно удобнее читать, когда они отслеживают все прочитанное, перемещая линейку и отделяя оставшийся текст или помогают себе пальцем. Это очень важно, чтобы не сбиться во время чтения, не оказаться в ситуации, когда из-за недостатка опыта глаза начинают буквально перескакивать со строки на строку.
  • Выбирайте при занятиях чтением книги, которые хорошо подходят для ребенка. Они должны быть интересными, чтобы хотелось из раза в раз возвращаться к процессу чтения. Лучше начинать с книг с крупным шрифтом и короткими фразами.

Очень важно показать малышу, что вы действительно его поддерживаете. Многие начинают комплексовать из-за того, что не понимают что-то из прочитанного. По этой причине стоит дополнительно пройти материал, который будет на уроке, подготовиться к занятиям, чтобы убрать психологическое стеснение.