Спасибо, что оставили заявку

Мы скоро свяжемся с вами!

Подпишитесь на наш инстаграм

#smartykids
Записаться на занятия
+
+
Назад
АбаканАнадырьАчинскБалашихаБахчисарайБелорецкБердскБерезовскийБиробиджанБуденновскБуинскДолгопрудныйВидноеВыборгВладивостокВологдаВолжскийВолгоградВоркутаВязникиГубкинскийДомодедовоЕлецЕссентукиЭнгельсЗеленоградИжевскКазаньКандалакшаКемеровоКиселевскКоролёвКотласКопейскКрасногорскКраснодарКрасноярскКурганКлинКрымскКунгурКурскЛабинскЛипецкЛобняМагасМагнитогорскМеждуреченскМинскМоскваМуравленкоНадымНазраньНахабиноНерюнгриНижний НовгородНовокузнецкНовосибирскНовый УренгойНоябрьскОдинцовоОренбургОрёлПавловскПутилковоПавловский ПосадПермьПодольскПокровскоеПрокопьевскПушкиноРостов-на-ДонуРязаньСалехардСальскСамараСанкт-ПетербургСмоленскСевастопольСимферопольСочиСтарый ОсколСургутТуймазыТамбовТверьТомскТольяттиТындаТуапсеТулаТюменьУлан-удэУльяновскУссурийскУфаФрязиноХабаровскХотьковоХимкиЧеркесскЧитаЩелкиноЩёлковоЮжно-СахалинскЮрга

Учимся побеждать детские страхи

Вспомните, чего вы боялись в детстве? А чего боитесь сейчас? Что из этого было реальностью, а что лишь плодом вашей богатой фантазии? Все чего-то боятся. Одни пауков и змей, другие зомби и привидений, третьи уколов и эскалаторов. Бояться- это нормально. Это защитная реакция механизма. И ваша задача как родителей помочь детям преодолеть эти страхи, победить в себе.

О действенных способах победить страх нам рассказала психолог, нейропсихолог Светлана Новикова.

Мы боимся либо того, что недостаточно понятно, либо то, что нам известно. По сути, мы боимся того, что не знаем откуда взялось само по себе либо того, с чем не знаем как себя вести в дальнейшем.

Знакомство со страхом

Как познакомить ребенка с его страхом? С теми, кто постарше и уже может трансформировать свои мысли, эмоции и ощущения в слова нужно говорить.

Ключевые вопросы, которые стоит задать ребенку, если он чего-то боится:

— когда он его испытывает?

— как он чувствует себя в этот момент?

— что именно его пугает, смущает?

Если в силу возраста или по любой другой причине ребенку трудно описать свои ощущения словами можно предложить страх нарисовать.   

Ключевые вопросы:

— как он появляется?

— как он выглядит?

Что делать дальше?

Говорить. Если это рисунок, то мы можем найти какие-то моменты и обсудить, что на самом деле не такой уж он и страшный. Допустим, ребенок нарисовал темное облачко, и говорит, что оно вот такое темное, ужасное, злое, всех прячет, и я его боюсь. Мы говорим: посмотри, облачко с какими красивыми большими глазами, смотри как оно доверчиво на тебя смотрит, оно даже миленькое.

Мы можем попытаться либо найти какие-то признаки на рисунке, которые позволят превратить его в нечто нестрашное, либо самостоятельно дополняем объект страха таким образом, чтобы он стал совсем не страшным, а очень даже симпатичным и милым.

Момент знакомства стоит повторять неоднократно. Проговаривать, обсуждать, и постепенно уровень тревожности в отношение этого объекта будет снижаться.

Даем инструкцию к действию

Мало обнаружить страх и провести с ним тщательное знакомство и даже его изучение. Важно научить ребенка его побеждать. Каждый раз.  С какой бы ситуацией, которая его пугает, он не столкнулся, он должен иметь простой и понятный алгоритм действий, который позволит ему этот страх преодолеть. А еще он должен понимать каковы реальные последствия того, что он боится.

Страх реальный

Например, ребенок боится ездить в лифте, потому что лифт застрянет, или на эскалаторе, потому что тот резко остановится. Теоретически же это возможно и действительно изредка случается. Надо проговорить, как себя вести в этой ситуации. И сделать акцент на том, что да, это может быть неприятно, страшно, пугающе, но это абсолютно безопасно. Ничего с кабиной лифта особенно страшного произойти не может, как и эскалатором. Просто чуть подольше будут открываться двери или придется пройтись пешком вверх или вниз.    А дальше все снова будет чудесно.

Мы обсуждаем, что именно происходит в момент, когда ребенок чего-то пугается, если это что-то реалистическое. И даем четкую инструкцию, как действовать.

Страх вымышленный

Если ребенок боится чего-то вымышленного дело обстоит несколько иначе. Положим, девочка боится засыпать одна в темноте. Она боится барабашки которая вылезает из шкафа ночью. Но барабашки не существует и родители ничего не могут сделать, чтобы он не вылезал. Потому что это всего лишь в ее  воображении.

Здесь очень важно не обесценивать страх и не говорить «да нет там никого, вчера проверяли». Важно встать на сторону ребенка. Принять его страх. Можно конечно и «Корпорацию монстров» посмотреть, где монстры оказываются не такими уж и страшными, но лучше действовать проверенным терапевтическим методом: дать четкую инструкцию к действию.

Прям по пунктам расписать ребенку, что он может сделать. Ты испугалась? Можешь взять фонарик, посветить туда, где ты думаешь кто-то  или что-то есть, и увидеть, что на самом деле там ничего нет. Пойти включить свет. Закутаться под одеялом, потому что под одеяло никто не может забраться.

Наша задача: придумать решение, как ребенку справиться со своим волнением.

Встречаемся со страхом лицом к лицу

Этот способ я бы не рекомендовала с детьми, но с подростками уже можно попробовать. Чем больше мы сталкиваемся с пугающей ситуацией, тем больше в ней адаптируемся. Но, это подходит не для всех и ни в коем случае не для интенсивного страха.

Ребенок, например, боится общаться, ему сложно знакомиться с большой компанией. Можно начать потихоньку посещать места, где есть не так много людей, и где проще устанавливать социальные связи, и так постепенно преодолевать себя.

Один из эффективных способов борьбы со страхами – это чтение терапевтических сказок, так называемая сказкотерапия.

Игры со страхом

Для маленьких детей и дошкольников хорошо работает отработка страха, вызванного какой-либо реальной ситуацией, в игре. Но и с более старшими детьми этот способ тоже работает.

Ребенок испугался резкого крика в детском саду или его толкнули на детской площадке, и он испугался. Боится собак, потому что его облаяли. Врача, потому что последний раз в поликлинике ему сделали укол. Все это можно корректировать  сюжетно-ролевой игрой.

Боится врача? Играем в доктора, выдаем ребенку шприц и предлагаем сделать уколы всем вокруг.

Если это какая-то конфликтная ситуация, берутся две игрушки и с ними разыгрывается произошедшее.  Наша задача в этот момент показать ребенку все возможные варианты развития событий. Проиграть разные сценарии. А что было бы, если бы он тебя не толкнул? А если бы ты ответил вот так или вот этак? Во-первых, ситуация в этом случае становится более понятной. А еще она размывается, потому что ребенок видит, что есть и хорошие и плохие варианты, и никто не знает, какой сценарий будет в следующий раз, но мы знаем, как можем повлиять на ход событий.

Ищем защитника

Этот способ идеален для маленьких детей и для тех, кто все еще находится на уровне мифологического сознания.  Мы выдаем ребенку волшебный предмет – защитный амулет, который будет его оберегать. Все эти медные пятачки под пятку на удачу на экзамене, красные нитки на запястье и т.д.

В случае с ребенком можно придумать какое-то заклинание, которое он будет произносить в случае появления страха. Или можно выбрать игрушку защитника. Ночью она охраняет его сон, а днем помогает преодолевать трудности. Помните, как в последней истории игрушек, где девочка сама себе смастерила Вилкинса? Это история именно про способ победить свои страхи.  Важно не просто наделить какую-то игрушку защитными свойствами, но и играть с ней в защитника в течение дня, чтобы этот образ закрепился.

Страхи бывают разные. С одними ребенок легко справится и сам, пририсовав смешные рожки, ролики и красный клоунский нос. С другими — его научите бороться вы. Главное понять, что бояться – это нормально, и важно уметь себе в этом признаваться.

Давайте бояться вместе – так намного безопаснее.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Подпишитесь на email уведомления