Вопрос обучения ребенка чтению оказывается по-настоящему чувствительным для многих родителей. Сегодня требования значительно выросли и уже в первом классе учителя ждут, что дети будут внятно, достаточно быстро читать.

Так как в классе часто не хватает учительского ресурса, которого можно было бы уделить всем собравшимся, приходится самостоятельно заниматься дома. Важно выявить причину, по которой ребенок не может читать достаточно быстро, а потом устранить ее.

Девочка читает книгу

В этой статье мы расскажем о том, как научить ребенка читать быстро и при этом правильно. Все это можно будет спокойно освоить самостоятельно в домашней обстановке.

Что нужно для быстрого чтения

Для нас, взрослых людей, чтение является само собой разумеющимся навыком. Многие забывают, что для ребенка это все пока ново, сложно и далеко.

Само по себе чтение – это непростой механизм. Он задействует разные функции мозга, требует внимательности, усидчивости и мотивированности. Если что-то из перечисленного исключить, то нормально читать, а тем более быстро, просто не получится.

Также ребенок должен уметь следующее:

  • Различать и понимать буквы.
  • Соотносить буквы со звуками.
  • Складывать буквы в слоги и слова.
  • Связывать слова с соответствующими им образами.

Все это можно развить, если выполнять правильные упражнения.

Далее мы рассмотрим распространенные проблемы при обучении ребенка чтению и эффективные методы их решения.

Девочка читает с мамой книгу

Проблема 1: недостаток внимания и усидчивости

Для многих детей характерны сложности с продолжительным удержанием внимания. Это следствие современной информационной среды формирования пресловутого клипового мышления.

Внимание, как и другие полезные способности, нужно постоянно тренировать и работать над его улучшением. Чтобы побороть такую проблему, нужно следовать нескольким простым рекомендациям:

  • Выполняйте специальные упражнения. Особенно хорошо отражаются на способности ребенка концентрировать внимание на конкретном предмете занятия ментальной арифметикой. Они развивают усидчивость, помогают в ситуации, когда малыш постоянно отвлекается.
  • Уберите все отвлекающие факторы и раздражители. Заниматься нужно четко по запланированному графику. Ребенок должен хорошо понимать, что в конкретное время у него запланировано обучение чтению. Во время занятий нельзя отвлекаться на телефон, игры и посторонние разговоры.
  • Соблюдайте учебный ритм. Нужно, чтобы ребенок мог отдохнуть, не перенагружал себя. Стандартное время одного урока, как в школе – 45 минут. Потом нужно обязательно делать перерыв.

Проблема 2: Плохое понимание букв

Когда ребенок только учится читать, проблемы у него часто возникают из-за неспособности различать буквы и соотносить с ними звуки. В таком положении не получится нормально строить слоги, а с ними и слова.

Есть несколько простых упражнений на формирование понимания букв. Рассмотрим их далее.

Цепочки из слов

Принцип игры довольно простой и во многом напоминает «города». Нужно называть слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. От «городов» отличие в том, что можно называть вообще все, что угодно, либо выбирать любую интересую тему.

Разнообразить игру можно различными призами, ограничениями по времени и другими условиями. Это также поможет значительно расширить словарный запас вашего ребенка.

Вычеркивание

Интересное упражнение, которое часто используют на курсах для подготовки дошкольников. Показывает хороший результат и понятно для детей.

Предварительно требуется подготовить листы с печатным текстом. Лучше выбрать крупный шрифт, чтобы ребенку было проще. Далее дается задание – найти определенную букву и вычеркнуть ее. При этом можно ставить временные рамки и дополнительные условия, к примеру, зачеркивать только последовательно и не распылять свое внимание по всему тексту.

Для усложнения можно ввести требование зачеркивания отдельных букв разными цветами. Альтернатива – разные варианты зачеркивания, использование геометрических фигур.

Старайтесь не концентрироваться только на конкретной букве и втягивать в работу те, которые ребенок может пока использовать нечасто или не различать. К примеру, твердый или мягкий знак.

Это упражнение помогает не только научиться лучше читать, но и концентрирует внимание ребенка на процессе, выполнении конкретных задач. Это интересно, не позволяет отвлекаться и хорошо влияет на ускорение чтения.

Придумывание слов

Конечно, здесь не нужно придумывать несуществующие слова. Нужно просто находить те, что вы знаете, но строго на определенную букву. Таким образом можно и расширить словарный запас и укрепить у ребенка понимание отличий конкретной буквы от остальных.

Письмо в бутылке

Представьте ситуацию – вы выловили из моря бутылку, но пробка на ней оказалась прикручена неплотно, вода просочилась внутрь. В таком положении бумага обязательно намокнет, слова расплывутся, многое станет непонятным.

Задача ребенка во время игры понять, какие именно буквы были пропущены и заполнить проблемы. Можно оформить антураж игры в соответствующем стиле. К примеру, подготовить послание на листе пергамента, написать его настоящими чернилами и поиграть в пиратов, поиски сокровищ. Согласитесь, это значительно интереснее, чем сидеть за сухими упражнениями из учебников.

Проблема 3: Понимание прочитанного

Помните, что важно гнаться не за скоростью, а за качеством чтения. А оно, кроме правильного ритма, включает в себя еще и понимание того, что было прочитано.

Здесь все довольно просто:

  • После каждого занятия устраивайте у ребенка обсуждение прочитанного. Пусть  расскажет вам, что он запомнил из того, что вы только что проходили. Этот же вопрос можно задавать и на следующий день, тогда будет тренироваться еще и память.
  • Больше спрашивайте ребенка о материале, просите интерпретировать значение прочитанного так, как он это понимает. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важно, чтобы малыш больше говорил и делился своими мыслями. После этого можно будет корректно его поправить и рассказать о своей точке зрения. Главное – поддерживать мотивированность.
  • Если ребенок уже умеет писать, по итогам прочитанной главы или книги можно написать сочинение на заданную тему. Это также значительно облегчит выполнение подобных задач в школе – ученик уже будет готов к тому, что ему придется делать.

Проблема 4: Мотивация

Когда ребенок просто не мотивирован, ему будет очень сложно развить в себе нужный навык. А вот выбор методов мотивации – это уже вопрос к каждому конкретному родителю. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-то другой, потому понимаете, что может стимулировать его заниматься.

Заключительные советы

Мы рассмотрели несколько проблем и простые методы их решения.

Остается только дать заключительные рекомендации:

  • Читайте интересную литературу. Очень плохое решение – начинать читать с чего-то сложного и серьезного. Лучше выбирать яркие, насыщенные событиями детские книги. Это могут быть и короткие рассказы, стихи, комиксы, анекдоты – все, что может показать ребенку, что читать интересно.
  • Обратите внимание на книгу, которую вы читаете. Хороший вариант – книги с крупным шрифтом, интересными иллюстрациями. Не стоит выбирать массивные тома с мелкими буквами и занудным текстом – так вы отобьете весь интерес к чтению.
  • Не превращайте чтение в наказание. Это характерно и для любых других видов обучающих занятий.
  • Больше читайте вслух. Учите ребенка не просто проговаривать слова, но и произносить их с нужной интонацией, чувствовать, что автор хотел сказать в тексте.
  • Не оставайтесь безучастным к процессу. Не делайте вид, что книга вам не интересна или она слишком детская. Больше общайтесь с ребенком на тему прочитанного, задавайте ему вопросы, поощряйте высказыванием собственного мнения.
  • Не перегружайте ученика. Как мы уже говорили, занятия должны быть дозированными. При этом большое значение имеет регулярность. Делайте перерывы.

Если вы сильно заинтересованы именно в скорости чтения, то периодически просите ребенка прочитать отрывок и засекайте время. При этом давить именно на фактор скорости не стоит, не превращайте удовольствие от проведенного с книгой времени в гонку. Постепенно, показатели скорочтения будут увеличиваться сами собой.

Наконец, не забывайте о создании комфортного пространства для чтения. Нужно подобрать хорошее освещение, регулярно проветривать комнату и исключить все посторонние раздражители.

Записаться на скорочтение