Понятие «ментальная арифметика» стало популярным в России последние несколько лет. Многие родители, озадаченные вопросом развития собственного ребёнка, не раз сталкивались с этим термином на просторах интернета. Что это такое? Какую пользу приносит её изучение? С какого возраста можно начинать занятия? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей статье.

Ментальная арифметика – это уникальный способ гармоничного развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Освоив методику, ребёнок приобретает способность решать сложные арифметические задачи за несколько секунд и легко запоминать информацию. На первый взгляд может показаться, что главным результатом занятий является умение ребёнка складывать и вычитать числа с высокой скоростью. Однако, это не так. Быстрый счёт в уме – лишь верхушка айсберга, приятное дополнение.

На самом деле систематически занятие ментальной арифметикой дают гораздо больше важных «бонусов». Это повышение скорости восприятия информации, развитие концентрации внимания, памяти, воображения, пространственного и логического мышления и даже креативности. Также в ходе тренировок у занимающихся заметно улучшается речь, совершенствуется ловкость и мелкая моторика рук. Овладев методом, ребёнок начинает быстрее и легче справлять с интеллектуальными и творческими задачами.

Всё это происходит благодаря тому, что в процессе обучения оказываются задействованы оба полушария мозга. Их одновременная активизация приводит к гармоничному и синхроничному «сотрудничеству», а также образованию новых нейронных связей, которые и помогают юному дарованию развивать множество способностей, умения и навыков.

Мама с девочкой считают на абакусе

В чём суть?

В основе методики лежит обучение быстрому устному счёту. На начальных этапах ученик проводит вычисления на абакусе – специальном инструменте, похожем на русские счеты, который позволяет складывать и отнимать числа по особой системе. Спустя время, когда ребёнок полностью осваивает арифметику на абакусе, математические операции выполняются уже не физически, а ментально, в уме. Отсюда, кстати, и появилось название «ментальная арифметика».

Уникальность данного направления заключается, прежде всего, в его междисциплинарном подходе. Оно включает в себя методы психологии, нейролингвистики, сенсомоторики и нейрофизиологии. Благодаря такому сочетанию становится возможным всестороннее развитие когнитивных способностей ребёнка.

Немного истории

Может показаться, что обучение ментальной арифметике – сравнительно новое направление, однако, оно берёт начало ещё в Древнем Китае. Историки утверждают, что более пяти тысячелетий назад именно в этой стране был изобретен абакус. С его появлением и связывают развитие системы вычислений в уме. После того, как этот метод подсчёта стал популярным в «Поднебесной», он молниеносно распространился и в другие страны: ей начали пользоваться в Индии, Риме и Древней Греции.

Врезка: Современный калькулятор является «внуком» абакуса

В современном виде наука вычислений в уме появилась в начале 90-х годов ХХ века в Азии и моментально набрала обороты. Сегодня её преподают более чем в десятках тысяч образовательных центров по всему миру, а в Китае, Японии и Южной Корее она входит в школьную программу. В нашей стране это направление появилось сравнительно недавно, но уже переживает пик популярности.

В чём причина успеха?

Обучение ментальной арифметике решает ряд трудностей, которые сложно преодолеть с помощью других программ развития. Что это за проблемы?

  • Неусидчивость.
  • Низкая концентрация внимания.
  • Плохая память.
  • Низкая успеваемость.
  • Неумение анализировать информацию.

Систематические занятия дают ряд важных преимуществ:

  • ребёнок легче осваивает школьную программу;
  • в процессе обучения повышается уровень не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект);
  • стимулируется интеллектуальная и познавательная активность: ребёнку становится интересно учиться;
  • ученик становится способным применять полученные знания и навыки и в других сферах;
  • повышается уверенность в себе.

Развитие всех факторов становится возможным благодаря специальной системе обучения. Перечислим основные составляющие.

  • Форма подачи. В отличие от школьных занятий, обучение ментальной арифметике проходит при активном взаимодействии ученика с преподавателем, без скучных лекций и бессмысленной «зубрёжки». Ребёнок с удовольствием и интересом выполняет задания.
  • Интерактивность. На занятиях используются специальные анимационные задания, игры-тренажёры и мультимедийные материалы. Таким образом во время урока задействуются все каналы восприятия информации, и ученик с лёгкостью осваивает новый материал.
  • Всестороннее развитие. Как уже говорилось вначале, умение быстро считать – лишь приятный бонус обучения. Главный результат – тренировка мозга и расширение его возможностей.

Как это работает?

Остановимся более подробно на главном принципе обучения. Как известно, наш мозг имеет два полушария мозга., каждое из которых отвечает за определённые функции. Левое больше связано с логикой, правое – с творчеством. Школьная программа, как правило, больше направлена на развитие левого полушария. Это приводит к тому, что отдельные части мозга просто не функционируют. На занятиях же по ментальной арифметике задействуются оба полушария. Это происходит благодаря тому, что во время работы с абакусом ученик использует обе руки: правая «включает» левую долю мозга и наоборот. Такая форма обучения хорошо развивает и укрепляет межполушарные связи, что помогает быстро осваивать программу. На втором этапе работа происходит уже не с реальным, а с воображаемым абакусом: ребёнок мысленно представляет счеты и проводит необходимые операции уже в голове.

Когда начать?

Оптимальный возраст для начала занятий – от 4 до 12 лет. Именно в этот период детская психика наиболее восприимчива к освоению новых навыков. После 12-14 лет процесс обучения занимает больше времени, так как снижается способность мозга приобретать новые умения. Однако, начать можно в любом возрасте. В настоящее время существуют курсы для взрослых и даже пожилых людей. Согласно научным исследованиям, подобная тренировка мозга – отличная профилактика широко распространенных болезней, связанных с ухудшением памяти, таких как болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз и болезнь Паркинсона.

Сколько учиться?

Результаты каждого отдельного ученика напрямую зависят от продолжительности занятий: чем дольше ребёнок изучает ментальную арифметику, тем глубже усваиваются её принципы. Первых значительных успехов занимающиеся добиваются уже через два-три месяца после начала занятий. Для полного освоения техники требуется около двух лет постоянных тренировок. В течение первого года осваиваются простейшие задачи: сложение и вычитание чисел. Второй год уделяется умению делить и умножать. Навыки, которые формируются за это время, становятся устойчивыми и сохраняются на всю жизнь. Добавим, что квалификация педагога играет важную роль в скорости и качестве результатов. Видео о том, как проходит обучение в наших центрах, можно посмотреть здесь.

Не только в учёбе

Навыки, полученные юными счетоводами в процессе обучения, помогают им не только в учёбе, но и в обычной жизни. Например, ребёнок становится способным смотреть на любую задачу шире и генерировать множество вариантов её воплощения. Когнитивное развитие дает ему возможность находить нетривиальные пути решения проблем. Огромный бонус изучения ментальной арифметики заключается ещё и в том, что полушария мозга начинают работать, используя дополнительные ресурсы, незадействованные ранее. Это позволяет учащимся быстрее добиться результатов в изучении иностранных языков, спорте, искусстве и музыке.

Кстати, наша компания проводит ежегодные всероссийские соревнования среди своих учеников. Участие в подобных состязаниях развивает в ребятах целеустремлённость и волю к победе, а также умение вести себя в стрессовых ситуациях. Уровень подготовки наших учеников насколько высок, что позволяет добиваться высоких результатов и на международном уровне. Такие высокие достижения в раннем возрасте формируют хороший фундамент для успеха в будущей взрослой жизни.

В финале остановимся на главных преимуществах обучения ментальной арифметике.

  • Улучшается понимание вычислительной науки. Занятия по ментальной арифметике помогает ребенку подружиться с цифрами. Вместо привычной зубрёжки – игра: интерактивная форма обучения даёт возможность в интересной форме понять, как работать с числами.
  • Уходит рассеянность. Неумение сосредоточиться на задании – довольно частая причина низкой успеваемости младших школьников. Ментальный счёт требует концентрации внимания, поэтому на уроках тренируется сила воли и усидчивость.
  • Развивается воображение. В начале обучения на занятиях используется абакус. Постепенно в процессе тренировок ребята, используя воображение, закрепляют образ этого инструмента в уме. В дальнейшем им становится легко визуализировать не только счётный инструмент, но и любой другой предмет.
  • Тренируется память. В процессе обучения ребенок одновременно выполняет несколько разноплановых действий. За счёт этого развивается не только зрительная, но и слуховая, а также моторная память. В перспективе это позволяет легко запоминать любой тип информации.
  • Прививает любовь к учёбе. В отличие от стандартной школьной программы, которая чаще демотивирует, обучение ментальной арифметике проходит легко и приятно. Дети с интересом включаются в работу и с удовольствием выполняют задания. К тому же доброжелательная и непринуждённая атмосфера на занятии помогает ребёнку раскрываться, чувствовать себя уверенно, а значит достигать бо́льших успехов.

Мозги

Заключение

В каждом из нас с детства заложен огромный потенциал и множество способностей. Если их не развивать, они так и останутся невостребованными, а человек проживёт всю жизнь даже не подозревая о них. Ментальная арифметика даёт возможность с самого раннего детства раскрыть в человеке внутренние ресурсы и полноценно развиваться. Подарите своему ребёнку возможность реализовать свои способности на 100%.

Записаться на ментальную арифметику